История мюзикла «Звуки музыки» Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна — пятидесятидвухлетний успех и любовь публики по всему миру. Кто не видел мюзикл — посмотрел фильм. И вот сейчас постановка добралась до Москвы.
Компания Stage Entertainment в очередной раз сделала ставку на историю для семейного просмотра: после романтики «Зорро» на сцене история невинная и трогательная. И даже привнесенный драматизм – нацистская оккупация и вынужденное бегство героев — не разрушает образ доброй сказки. Но не буду забегать вперед.
Для тех, кто не смотрел фильм, вкратце напомню сюжет: молодая послушница монастыря Мария отправлена в дом вдовца капитана фон Траппа гувернанткой к его семи детям. Жизнь в миру должна помочь ей сделать выбор: вернуться ли в монастырь и стать монахиней, или искать себя в обычной жизни. Мария очаровывает детей, становится им лучшим другом. Ее простота, в конце концов, привлекает и капитана. Он оставляет свою невесту — богатую баронессу фон Шрейдер и женится на Марии. Чтобы не служить в нацистской армии, фон Трапп вынужден бежать из Австрии, конечно же, со всей семьей. Хэппи энд, все счастливы. Сюжет — чуть приукрашенная реальная история семьи фон Трапп, которые бежали из Австрии в Америку.
Весь сюжет сопровождается музыкой — из-за своей любви к пению Мария не раз заслуживала порицание настоятельницы монастыря, игрой на гитаре и песнями она завоевывает сердца детей, которые очень устали от военной дисциплины в собственном доме. И даже вдовец фон Трапп оттаивает, начиная петь и вспоминая о жене, со смертью которой ушла музыка из его жизни. Выступление на музыкальном фестивале помогает семье выиграть время, чтобы успешно покинуть Австрию. Кстати, реальные фон Траппы долгое время выступали ансамблем, состоящем из членов семьи.
В чем плюс российской постановки — она не была сделана под копирку с западного оригинала. Создать собственную картинку, добавить системы Станиславского — и сразу появятся новые краски, новые акценты в давно известной истории. Декорации Зиновия Марголина идеальны: они не перегружены, в нескольких деталях дают зрителю знать, где происходит действие. Романское окно монастыря, бесконечные парадные лестницы дома фон Траппа, белые колонны парка — все лаконично и мобильно. Как и должно быть в мюзикле.
Давно известно, что нельзя переиграть детей и животных. А когда дети на сцене в таком количестве (не забудем, что их семеро) — задача для взрослых еще больше усложняется. Особенно для исполнительниц главной роли — ведущей актрисы компании Stage Entertainment Натальи Быстровой, пока неизвестной московской публике Анны Кармаковой и недавно дебютировавшей в спектакле в качестве приглашенной звезды Екатерины Гусевой.
В роли Марии Райнер я увидела именно Гусеву. Чистый голос, очаровательная улыбка, огромный опыт работы в «мюзикальном» жанре очень пригодились в «Звуках музыки». У этой актрисы счастливый дар — играть невинность, не становясь слащавой и примитивной. Ее Мария — не просто девочка-послушница, у этой героини есть история, которая читается в мелочах и сказанных невзначай фразах. Удачным стало и то (отдельное спасибо режиссеру и актрисе!), что Марию не делают взрослой и мудрой мамой, а только хорошим другом для детей. И понимает она их не умом и опытом, а сердцем. Искренность и прямота полностью компенсируют ей и нехватку знаний в отношениях мужчины и женщины. Ее любовь к Капитану скорее, восхищение сильным, взрослым человеком. Но она не может не любить его — его же любят дети, в которых она сама влюбляется с первого взгляда. И вспоминаются слова реальной Марии Райнер, которая говорила: «Я вышла замуж за его детей».
Особым эстетическим переживанием для зрителя становятся дуэты Екатерины Гусевой и Елены Чарквиани (исполняющей роль настоятельницы монастыря). Отбросив в сторону маску критика, превращусь в восторженного зрителя и попрошу: скажите, где и когда можно будет купить диск с мюзиклом! И пожалуйста, запишите именно этот состав! Хор монахинь – еще одно браво. Описывать эти музыкальные чудеса сложно. Лучше услышать.
Выбор артистов на роль капитана фон Траппа вызывает лишь один вопрос: зачем надо было выбирать молодых актеров, чтобы потом делать им возрастной грим? Седина в волосах, чуть теней под глазами… Странно. Не думаю, что не нашлось бы достойных исполнителей в возрасте чуть старшем. Но этот мой вопрос ни в коем случае не претензия к Валерию Панкову, который смог сыграть и спеть настоящий мужской характер, сильный и благородный.
Возможно, если бы у главных героев разница в возрасте была более акцентирована, это добавило бы истории драматизма. Который, несмотря на наличие потенциальной разлучницы-баронессы и попытку Марии вернуться в монастырь, чтобы спрятаться от своих чувств, полностью в этом дуэте отсутствует. С самого начала ясно, что финал будет счастливым. К сожалению, интриги здесь нет.
И драма, и интрига достается другой паре: старшей дочери капитана Лизль и ее возлюбленному Рольфу. Их первый дуэт — словно Ромео и Джульетта на балу. Все прозрачно и мило. Казалось бы, что здесь может быть? Неужели у этих детей (16 и 18 лет) что-то пойдет не так? Но Рольф надевает нацистскую форму и сразу же становится врагом. Их встреча в монастыре, где семья пытается укрыться от погони, пожалуй, самый острый момент спектакля. Рольф обнаруживает их, и уже зовет старшего по званию офицера, но увидев Лизль, тут же добавляет «Здесь никого нет». Убегает. Все. Эти отношения вынуждены закончиться, даже не успев начаться.
На афише мюзикла написано «Великая история о любви». Но если бы меня спросили, о чем этот мюзикл, последнее, что я назвала бы — любовь. Оговорюсь: я имею в виду романтические отношения, любовь мужчины и женщины. Нельзя сказать, что мюзикл и о любви к родине и верности собственным принципам. С одной стороны, все это в спектакле есть, талантливо сыгранное и спетое, но все же проходит вторым планом. Что же на первом? Семья и дети. Романтика и влюбленность – это лишь начало истории. А там, где есть дети всегда продолжение следует.
Семейными ценностями проникалась
Наталья Ионова;
Фото Юрий Богомаз