На некоторых телеканалах недавно прошла реклама – «У мюзикла теперь есть свой дом». Имелся в виду новый московский театр – Театр Мюзикла. На самом деле радостно и приятно слышать такие новости. О новом театре мы решили поговорить с Татьяной Солнышкиной, человеком, который причастен к историям всех московских мюзиклов.
У вас было огромное количество проектов. Теперь вы – один из основателей Театра мюзикла. Как вы пришли в театр?
Меня пригласили Михаил Ефимович Швыдкой и Давид Яковлевич Смелянский. С Михаилом Ефимовичем мы давно знакомы по передачам «Театр+ТВ» и «Приют комедиантов». С Давидом Яковлевичем мы работали над мюзиклом «Продюсеры» в театре Et Cetera. Думаю, что наша длительная совместная работа и большое количество успешных проектов за моими плечами повлияли на их решение позвать меня в команду. Очень приятно работать с одним из наших продюсеров – Александром Юрьевичем Поповым, который педантично подходит к организации всего процесса постановки, используя различные современные компьютерные технологии, о которых я очень много узнала благодаря ему.
Работаем мы в замечательном коллективе! Педагог по вокалу Татьяна Хасанзянова, она преподаватель в эстрадно-джазовом колледже им.Гнесиных на Ордынке. Два потрясающих концертмейстера – Михаил Спасибо и Мария Котова. Еще с нами работает педагог по сценической речи Елена Стефанко. Все они специалисты с огромным опытом, и в жанре не новички, работали над постановкой мюзиклов «Продюсеры», «Обыкновенное чудо», «Монте-Кристо».
Одно из значимых для меня событий в этом проекте – это встреча с композитором и аранжировщиком Юрием Потеенко. В нашем мюзикле «Времена не выбирают» он музыкальный руководитель. Это человек с превосходным образованием и огромным музыкальным опытом. Он умница, настоящий талант! То же могу сказать и о нашем главном дирижере, замечательном джазмене Сергее Макееве. Я очень рада встретиться в этой работе с нашими хореографами – Жанной Шмаковой и Олегом Глушковым, и с нашим режиссером – Гарием Марковичем Черняховским. Но самое главное – у нас великолепная труппа. Кастинг был очень сложный и долгий… Актеров мы отбирали долго и тщательно. Могу сказать, что в этом смысле мы очень довольны.
Какая постановка откроет сезон в Театре мюзикла?
Сейчас театр работает над постановкой мюзикла «Времена не выбирают». В нем звучит американская и советская музыка тридцатых годов. Музыка наших двух стран так переплетается, что временами кажется, будто звучит одна и та же песня, но на разных языках. Все наверняка вспомнят забытые мелодии и ритмы, которые помогут погрузиться в атмосферу тех лет. Наш спектакль – волнующая история любви, для которой не существует ни расстояния, ни времени.
У Театра мюзикла будет своя постоянная труппа или люди будут набираться под проект?
Дело в том, что мюзикл – жанр, который требует очень тщательного отбора. Зритель легко заметит несоответствие актера исполняемой роли. А это может наложить хоть и небольшой, но негативный отпечаток на восприятие спектакля. Во-первых, необходимо, чтобы человек подходил по типажу. Во-вторых, человек должен обладать голосом с таким диапазоном, чтобы охватывать всю вокальную партию. Я, конечно, могу поработать и расширить этот диапазон в небольших пределах, но небезгранично. И, в-третьих, человек должен уметь двигаться и исполнять те танцевальные номера, которые поставит хореограф. У каждого нового спектакля, у любой постановочной группы – свои особенности, свои требования. Поэтому нам интереснее работать не с актерами постоянной труппы, а искать и находить замечательных актеров на каждую новую постановку. Понятно, что постепенно будет складываться костяк артистов, работающих с нами постоянно. Но это процесс не на один год, и торопить события мы не хотим. Кастинг в каждый новый проект будет проводиться обязательно!
Вы играли на всех кастингах всех мюзиклов. Видели столько людей… Сложно участвовать в отборах?
Кастинг-концермейстер – особенная профессия. Он должен уметь играть все и для всех. Любую песню в любой тональности. Вот, например, на кастинге мюзикла «Метро» было две с половиной тысячи человек, из которых отобрали только двадцать пять. Или представьте себе мой самый тяжелый кастинг, такой как был для мюзикла «Чикаго» – за десять дней мы прослушали пять тысяч человек! Люди приезжали отовсюду. Уделить время нужно было каждому, а потом сделать выбор. Это очень тяжелый труд. Устаешь физически и морально…
Конечно, сейчас я уже не выполняю функцию концертмейстера, но проблема выбора остается. Иногда мнение всей творческой группы совпадает, а иногда приходится спорить, проводить повторные прослушивания. Ведь главное в кастинге – не пропустить именно того, кого ищешь! Кто-то из актеров умеет собраться и в полной мере показать себя со всех сторон, а кто-то нет. Бывает, что некоторые претенденты показываются плохо, а потом, вдруг видишь их в другом проекте и думаешь: «Почему у нас на кастинге я его не заметила?!» Поэтому я всегда стараюсь поддерживать актеров, которые неуверенно показываются, предлагаю спеть что-то другое, раскрепоститься, показать себя с самой лучшей стороны.
Мешает ли опыт на кастинге? Как выбираете? Умом, сердцем?
Конечно, надо выбирать сердцем. Ведь зритель всю нашу работу тоже будет воспринимать сердцем. Умом могут выбирать только продюсеры. На кастинге надо быть зрителем, и если тебя заденет выступление кандидата, то и зритель испытает те же чувства. На кастинге опыт никогда не мешает, но поднимает уровень требований к претендентам. Ведь я работала со столькими талантливыми ребятами, что есть с кем сравнить. Опыт еще нужен тогда, когда на кастинге человек не раскрылся, и нужно ему помочь и раскрыть, подобрать к нему правильный ключик. Обычно у меня получается. Опыт немного мешает, когда я смотрю чьи-то постановки, и каждый раз оцениваю работу, как бы изнутри – где актеры постарались, а где что-то не учли, не спели или не сыграли. Знаю, что потом меня всегда попросят дать оценку, будут ждать от меня каких-то замечаний и пожеланий.
Должность, задача ваша в Театре мюзикла?
Я – хормейстер-постановщик. Конечно, это название не отражает всей сути моей работы. Я занимаюсь с актерами и как педагог по вокалу, добиваясь нужного звучания, и как хормейстер, вычищая хоровые номера и даже помогаю работать над ролью, разбирая с ребятами какие-то моменты и сцены. Бывает и так, что репетиция проходит с танцами, и пение нужно согласовать с движениями так, чтобы не вибрировал звук.
Работа над образом и над техникой идет параллельно. Но сначала, все равно, учим вокальную часть. Разбираем все досконально, выучиваем до автоматизма, впеваем материал, а потом уже подключаются хореограф и режиссер. В нынешнем проекте мы стараемся делать все одновременно, чтобы уложиться в сроки, отведенные на постановку. И режиссер, и хореограф работают с нами с самого начала. Когда ставится хореография, возникают определенные технические нюансы. Иногда очень неудобно танцевать и петь одновременно. Может не хватить дыхания на какой-то музыкальной фразе. Поэтому работаем вместе с хореографом. Я рекомендую, можно ли выполнять какое-то конкретное движение в каком-то конкретном месте. Ведь если человек поет сложную музыкальную фразу, а в этот момент его еще перевернуть и подбросить, то вряд ли что-то получится.
Вы работали в мюзиклах и с бродвейской (каждодневной) системой проката, и в репертуарных театрах. Какая система все-таки эффективнее?
Если говорить о коммерческой стороне вопроса, то показателем эффективности будет простой расчет. Например, если продюсерам приходится оплачивать дорогую аренду театра, то тогда необходимо работать каждый день, чтобы суметь еще и содержать несколько актерских составов. Ведь актеры в таком режиме работы быстро устают, и им требуется замена. А если продюсером является, например, художественный руководитель театра, то выгоднее будет поставить мюзикл с меньшим количеством людей, включив его в репертуар театра, но при этом работать одну неделю в два или даже в три месяца. Передвижных мюзиклов, как правило, не бывает из-за сложных декораций и сценических механизмов, специального звукового и светового оборудования. Бывают только концертные версии, постановки «по мотивам»… И многое еще, конечно, зависит от наличия хорошей рекламы, правильной подачи информации. Ведь собрать полный зал – задача не из легких.
О себе могу сказать, что я отыграла спектакль «Метро» сто пятьдесят один раз, «Норд-Ост» – триста двадцать раз, «Иисус Христос – суперзвезда» в Театре им. Моссовета, где я проработала концертмейстером восемнадцать лет,– около пятисот раз. Это, конечно, тяжелое испытание на выносливость. Все кто прошел это испытание, – и музыканты, и актеры, – сейчас блистают в наших российских мюзиклах.
Среди стольких мюзиклов есть ли любимый?
Они все любимые! В каждом мюзикле есть часть моего труда, моей души, которая через работу музыкантов и актеров передается и зрителям. Я благодарна всем продюсерам, с которыми я сотрудничала, за предоставленную возможность поработать в этих постановках, за яркие воспоминания и бесценный опыт. Это, например, отечественные постановки – «Метро», «Норд-Ост», «12 стульев». Многому я научилась при постановке мюзикла «Чикаго», где работала вместе с Филиппом Киркоровым и группой американских постановщиков. В мюзикле «Обыкновенное чудо» мне было приятно после долгого перерыва сотрудничать с композитором Геннадием Гладковым. Моя первая работа с ним была над музыкальной сказкой в Театре им. Моссовета «Шиворот-навыворот».
Знаете, я бы очень хотела, чтобы все мюзиклы, которые когда-то ставились у нас, не исчезали, а хоть иногда напоминали о себе. Может, именно поэтому сейчас и создается Театр мюзикла – чтобы наши любимые мюзиклы имели бы свой дом, радовали прежних и привлекали новых зрителей.
Новому театру радовалась
Наталья Ионова
Фотографии предоставлены
Театром мюзикла