АЛЛА СИГАЛОВА: «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ!»

admin

В первом номере нашего журнала мы писали о премьере спектакля «Кастинг» в театре им.Моссовета. Сейчас мы предлагаем вам беседу с Аллой Сигаловой, хореографом и исполнительницей главной роли в этой постановке. 

  …С 2004 года Алла Сигалова является зав.кафедрой пластического воспитания Школы-студии МХАТ. Здесь она и назначила встречу. Жизнерадостные студенты, внимательные охранники – все так и должно быть в одном из лучших театральных ВУЗов Москвы. Прихожу на пять минут раньше (меня предупреждали, что Алла Михайловна – человек прямой и категоричный, потому лучше не раздражать), звоню, чтобы предупредить о своем приходе. Охранник уточняет: «Вам Алла Михайловна нужна? Так ее еще нет». Она появляется ровно в назначенное время. Кроме меня ее ждет студентка. Мы обе дожидаемся окончания телефонного разговора, здороваемся. Девушка задает вопрос, уточняет что-то, о чем-то договаривается и все это делает с такими горящими восхищением глазами, что сразу же становится ясно: Сигалову-педагога не просто уважают, но и любят. 

  Кем станут ваши студенты в театре?

  Я готовлю актеров ни для какого-то конкретного жанра, поэтому мои ученики подготовлены для разной театральной деятельности. 

  МХАТ – это Станиславский, система, начало русского классического театра. Принадлежность Школы-студии к нему не накладывает какой-то особой ответственности?

  К сожалению (как ни странно это звучит), долг и ответственность для меня главное. И себя за это ужасно ругаю… Ведь я преподаю уже почти тридцать лет, а до сих пор иду на обычное занятие к студентам и нервничаю. Почему? Давно пора успокоиться! Но волнение и ответственность не из-за названия, а потому, что ты людям выстраиваешь жизнь, делаешь их судьбу. Именно от тебя зависит, что у них получится в профессии. Например, даешь человеку какую-то роль. И его в этой роли заметил Олег Павлович Табаков. И берет его в театр! Да, мы делаем судьбы. И это очень тяжелый груз. 

  Ставите целью куда-то продвинуть учеников? Или в вышеописанной ситуации всегда есть элемент случайности?

  Какая же случайность? Роли всегда даются для того, чтобы ярче раскрыть талант человека, а не просто раздаются. 

  А если студент не справился?

  Это не он виноват, это ты виноват, преподаватель. А как же по-другому? Никогда не бывает так, что артист не справился. Это твоя ошибка, что он не смог. 

  Получается, что нет отношений «ученик-учитель»?

  Да, их нет. Это же и принцип педагогический! По-другому быть не может… Или может, но не должно.

  Спектакль «Кастинг» – самая новая работа Сигаловой. В нем она работала в разных жанрах, даже вспоминала страницы собственной биографии. 

  Вы – человек с широчайшим диапазоном таланта… Но вот спектакль «Кастинг» для вас не мелковат?

  А какого числа вы были на спектакле? 

  17 марта.

  После 17 числа я сделала такие сокращения, что рекомендую вам прийти еще раз в следующем сезоне. Урезали сюжетную линию, танцевально ничего не изменилось. Убрали много текста. И не думайте, что только зрители соображают и критики! Произведены колоссальные изменения. И сейчас зрители практически на люстрах висят, вот такой спектакль, такой восторг! Идет сжато, кратко, пулево. Выстрелил. А согласилась потому, что мне нравится этот спектакль. Нравится то, что получилось сейчас, после сокращений. Кстати, у нас не было задачи сделать мюзикл. Просто музыкальный спектакль. А я вообще не хочу работать в мюзиклах. Просто не люблю их. У меня нет аргументов почему, просто не люблю. Объяснить не могу. 

  Среди блестящих работ Аллы Сигаловой особенно выделяется хореография к спектаклю «Служанки» Романа Виктюка. В 1988 году спектакль произвел настоящий фурор неожиданной роскошью, нездешней красотой и вызывающим прочтением пьесы Жене. 

  Спектакль «Служанки» уже стал театральной легендой. А что надо поставить сегодня, чтобы произвести подобный эффект?

  Сразу же хочу сказать, я была внутри этого процесса, и поэтому никакого эффекта не увидела. Весь этот бум произошел мимо меня. Находясь внутри, видишь другую ситуацию. Я не замечаю успеха, шумихи, ажиотажа, потому что я из одного репетиционного помещения плавно перехожу в другое. Я не живу внутри этого шума, у меня другое измерение. Да, спектакль стал легендой. Но мне какое дело? Я дальше живу. Дальше, дальше, дальше! Результат не важен. Важен процесс. Сказать, что мне неважны отклики, нельзя. Но все равно – дальше! И это «дальше» уже на следующий день происходит. Да, были замечательные репетиции, замечательное общение… Ну подарили мне цветы, ну вышла я на поклон, ну выпили мы с ребятами за премьеру, и побежали дальше. Я по-другому отношусь к таким вещам! Это просто страничка биографии. 

  Работа в ВУЗе, постановки в театре, съемки программы «Глаза в глаза»»на канале «Культура» – график сумасшедший. Люди с подобным расписанием вызывают жалость или непонимание окружающих. Но с Аллой Сигаловой по-другому: видно, что она не умеет иначе и получает удовольствие от подобного ритма жизни. Поэтому на нее смотришь с легкой завистью: как это все успевает?.. 

  Представьте ситуацию: вы недовольны собой. Что будете делать?

  Пойду на репетицию. 

  То есть, страдать, рефлексировать это не ваше?

  Нет, это не продуктивно. Согласна, иногда очень хочется расслабиться. Вот, например, сейчас уезжаю на неделю на море. Дотянуть бы до нее! График тяжелый, но это неважно. Все хорошо! Сейчас у меня активные съемки, репетиции, сессия. И еще есть жизнь, связанная с какими-то иными заботами. Где я должна кого-то выслушивать, кому-то помогать. Ко мне многие обращаются и с профессиональными делами, и с личными. И я должна соответствовать их желанию видеть человека, который может помочь. Но все-таки… Хочу на море! 

  Коренная петербурженка вы сейчас живете и работаете в Москве. Ощущаете ли пресловутую разницу двух столиц?

  Да, поначалу разница была очень большая. Но сейчас она уже не чувствуется так остро. Коренных ленинградцев и москвичей осталось очень мало, кстати, в Питере это мой основной круг общения. А в профессии вообще неважно, откуда человек, с которым ты работаешь. Всегда легче и приятнее работать с талантливыми людьми. 

  Как совмещаете столько видов деятельности?

  Нужно ориентироваться по местности, по тем обстоятельствам, которые мне диктует жизнь. И стараться делать эти обстоятельства приемлемыми для себя, потому что от меня зависит огромное количество людей. И эти обязанности перед людьми не дают мне расслабиться и поникнуть. И вообще – уныние это грех! 

  Как при таком графике остаться эффектной женщиной?

  Забегаться, конечно, есть шансы, но всегда есть час утром или ночью, чтобы привести себя в порядок. Да, и ночью! А что делать? Я же иду к людям! Я не могу иначе. 

  Сигалова во всех своих проявлениях производит впечатление человека, знающего, чего именно он хочет и как именно будет добиваться поставленной цели. А ведь четкое понимание собственной жизненной и профессиональной позиции –залог успеха. 

  Россия всегда ассоциируется с классическим балетом. Как получилось, что вы отошли от этого стереотипа?

  Когда мне было тринадцать лет, я попала на репетиции Леонида Якимовича Якобсона. Это первое обстоятельство, заронившее в меня бактерию современного танца. Я стала интересоваться, благо возможности у меня были нестандартные. Они и определили судьбу. У меня с детства был доступ в закрытые архивы публичной библиотеки Санкт-Петербурга. Я могла сидеть в закрытых фондах и смотреть то, что в то время советским людям в руки не попало бы никогда. Тогда я просто сходила с ума от того, что кроме пачек есть другой мир! 

  Сейчас уже, когда очень много сделано, можно подвести предварительные итоги. Может быть, мне не хватило силы воли, таланта, еще чего-то … Мне очень хотелось раскрыть ситуацию с современным хореографическим театром. В России я ее пробила, я это знаю: за мной идет огромное количество людей. Но для Запада – нет. Для широкого Запада. Для профессионального – да, получилось. Они знают, что есть Сигалова, они видели мои спектакли. Академические театры как были закрыты к современной хореографии, так и закрыты. Так же, как и публика – она не готова. Глобальную миссию я не осуществила. 

  Ролан Быков однажды сказал «Искусство – это защита вечных ценностей в современных условиях». Какие ценности защищаете именно вы?

  Ценности? Самые элементарные – те, которые прописаны в Библии. Какие еще варианты? Все просто. Вот например, спектакль «Кастинг» капнул свою каплю в котел добра. Он рассказывает о том, что даже не самый удачливый и не самый одаренный может достичь удачи, свершений, просто нужно работать. 

  Это ваш девиз?

  Девиза у меня нет. Я гораздо примитивнее. 

   За полчаса беседы я так и не успела понять, почему некоторые коллеги всячески запугивали и предупреждали о непредсказуемости интервью с Аллой Сигаловой. Возможно, сказывается разница в силах характеров? Или яркость и харизматичность собеседницы настолько сильна, что практически превращает интервьюера в подобие кролика перед удавом? Не знаю, не знаю… За себя могу сказать: я была готова уподобиться той восторженной студентке и внимать с уважением и восхищением. А характер Аллы Сигаловой… 

  …Давайте не будем говорить о характере. Эта тема бессмысленна. И судить меня по персонажу, который сидит в жюри «Танцев со звездами» или ведет программу «Глаза в глаза» по меньшей мере, было бы странно. Я везде персонаж, я играю роль. С артистами, со студентами, на телевидении – везде. Играю определенного персонажа, который помогает в той или иной ситуации высечь результат. Вы хотите докопаться до Сигаловой? До настоящей вы не докопаетесь. Ее знал только Роман Козак, и больше не знает никто. 

Беседовала Наталья Ионова
Фото из архива Театра им.Моссовета

Author

Поделиться: