ОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ

Наталья Сажина

Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» представил публике спектакль «Фото на развалинах». Постановка – инсценировка одноимённой повести Светланы и Николая Пономаревых. Режиссёром стал Артём Галушин, известный московской публике по своей работе в «Ведогонь-Театре» Зеленограда.

Повесть омских писателей сравнивают по тематике со знаменитым произведением Сэлинджера «Над пропастью во ржи». В центре обоих произведений – подростки со своими сложными отношениями с собой и миром. Лесю (Михаил Третьяков), главному герою «Фото над развалинах», всего пятнадцать лет. Или «уже» пятнадцать? Ему самому, конечно, кажется, что «уже». Ведь он переживает слишком много. Родители хотят развестись, мать всё чаще прикладывается к бутылке, да еще и случились первые серьёзные отношения…

На все эти события Лесь смотрит с присущей ему иронией взрослеющего подростка. Не любит умница-красавица Наташа (Виктория Бикетова)? Привлечём внимание романчиком с давно влюблённой Алисой (Татьяна Савицкая). Нравится Наташе новый учитель со странной фамилией Карбони (Александр Галиев)? Будем унижать его всеми возможными способами. Однако ироничное отношение Леся ко всему, с чем его сталкивает жизнь, не более, чем защита. Во многих своих решениях и реакциях он по-детски наивен.

У героя есть необычное хобби – он любит делать фотографии заброшенных зданий. «Мне нравится найти то, что когда-то что-то значило, а теперь не значит ничего». В этом манифесте, произнесённом в самом начале спектакля, одновременно и юношеский максимализм, и подростковые комплексы. Во всём, что он делает, сквозит основной его страх: самому перестать что-то значить.

Подростковые истории в современных постановках и драматургии в последнее время излишне социально ориентированы, размышляют о глобальном. Буллинг, определение гендерной идентичности, проблемы с наркотиками, политические взгляды, токсичные отношения – рядовые бытовые события отходят на второй план. В спектакле «Фото на развалинах» в центре внимания оказалась как раз самая обычная жизнь подростка. Его проблемы и взгляды, перемены и открытия, рассказанные от первого лица. Артисты, выкладываясь на сто процентов, смогли растрогать публику не трагичным, а счастливым финалом.

Вот это было самым неожиданным… Наверное, уже есть некоторая усталость от отсутствия хэппи-эндов. Что случится с Лесем? Сойдёт с ума мать героя, он убьёт учителя, покончит с собой его одноклассница – театральный опыт готовил ко всему. И когда всё завершилось хорошо, пришло понимание, что в этой постановке не надо было ничего разгадывать и анализировать.

В оформлении используются не только видеопроекция, но и трансляция происходящего на сцене на экранах двух телевизоров. Чаще всего камеру в руки берёт персонаж, которого в первоисточнике нет – этот герой (Дмитрий Константинов) безмолвный, но выразительный, является темной стороной Леся, его Альтер Эго. Наблюдать за взаимодействием двух актёров довольно любопытно: без прямого контакта они становятся одним целым, дополняя и раскрывая друг друга.

«Когда тебя разрушило дотла, то и хорошо. Никто не сделает больно» — к такому выводу герой приходит к финалу спектакля. Но эти внутренние развалины вдруг превращаются в столь необходимый хаос, из которого постепенно выстроится цельный и верный личный космос. История подростка перестаёт быть такой уж обычной. Ведь «тёмная сторона» (бунты, конфликты, комплексы) — не что иное, как средства для разрушения себя прежнего. И процесс взросления, наверное, должен начинаться со своего «фото на развалинах». Отметился — «Здесь был я», вспомнил то, что «когда-то что-то значило, а теперь не значит ничего» и двинулся вперёд.

Фотографии Юлии Утышевой

Author

Поделиться: