ОТ МОДЕРНА ДО БЭНКСИ: 10 ВЫСТАВОК ЛЕТА

Анастасия Павлова

В нашей летней подборке — байопики и жизнь москвичей в разные эпохи, поиски Бэнкси и дуэли, и неуловимые «Лики Модерна». Все это можно успеть увидеть в июле и августе в музеях Москвы. 

До 10 июля в Центральном Манеже работает выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя». Это первая выставка такого масштаба, посвящённая герою, остающемуся актуальным как для тех, кто ходил на его концерты в 80-е, так и для современного поколения соцсетей. Проект приурочен к 60-летию со дня рождения Виктора Цоя, который будет отмечаться 21 июня 2022 года.

Важная часть экспозиции – взгляд на творчество Цоя глазами людей другой культуры. Тексты к выставке и в каталоге написаны французским дипломатом и писателем Жоэлем Бастенэром, другом Виктора, который издал его пластинку во Франции в 1989 году. Свои архивы передала также популяризатор советской и постсоветской рок-культуры на Западе Джоанна Стингрей (США). Рашид Нугманов (Франция) представит целый зал, посвящённый фильму, готовившемуся к съемкам в последний год жизни Цоя японскими продюсерами, но так и не снятый из-за трагической гибели певца и актёра.

На фото — картина К. Богаевского «Утро», 1910

До 14 августа в Третьяковской галерее можно увидеть экспозицию «Лики Модерна».

В состав выставки вошли произведения живописи, скульптуры, а также рекламные плакаты и афиши. Именно этой массовой продукции суждено было стать средством коммуникации высокого искусства с запросами обывателей на рубеже веков. Многие крупные именитые художники (К.А. Сомов, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, Е.Е. Лансере, С.Ю. Судейкин) привносили в художественный язык плаката приемы станковой живописи и графики, книжной иллюстрации, открытки, театрально-декорационного искусства. Планомерное формирование массового вкуса осуществлялось через иллюстрации и приложения крупнейшего в России журнала «Нива», с которым сотрудничали Е.П. Самокиш-Судковская, И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Д.Н. Кардовский и другие авторы. Афиши выставок, поэтических и музыкальных вечеров, театральных спектаклей и постановок кабаре сохраняют ауру насыщенной событиями и динамичной городской жизни «прекрасной эпохи».

На фото — литография А. Кадоля. Москва. Улица Тверская, 1825 год

До 31 июля в Царицыно можно познакомиться с бытом москвичей в эпоху Александра I. 

«Выставка «Москва и москвичи в эпоху Александра I» продолжает важную для исследовательской и экспозиционной деятельности музея историческую тему, она знакомит посетителей с неповторимым внешним обликом Москвы, патриархальным бытом её жителей, культурной атмосферой того времени, – рассказывает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. – Этот период особенно важен был и для Царицына, когда обновлялся наш пейзажный парк: появились павильоны “Миловида” и “Нерастанкино”, гротесковые мосты. Так Царицыно в начале XIX века из недостроенной императорской усадьбы стало популярным у москвичей местом для прогулок».

Совместная выставка Политехнического музея и Музея Москвы рассказывает о том, как наука и технологический прогресс отразились на нашей повседневной жизни и как менялось представление о бытовом комфорте с середины прошлого века до сегодняшнего дня.

Экспозиция будет состоять из пяти тематических пространств: «Гостиная», «Кухня», «Работа и игра», «Чистота и красота» и «Дом без быта». Каждое из них представляет собой повествование о функциональных бытовых устройствах, их эстетике и назначении. Экспонаты расположены не в формате классической хронологии технологического прогресса, а так, чтобы рассказывать историю повседневной жизни человека. Посетители смогут проследить эволюцию быта и повседневности через домашние устройства и изменение их функций.

Выставка «Дом быта» открыта до 31 июля.

До 14 августа на ВДНХ можно попробовать «Найти Бэнкси».

Выставка по мотивам творчества одного из самых известных художников стрит-арта, чья личность до сих пор остается неизвестной. Бэнкси получил международное признание благодаря своему отличительному стилю сатирического уличного искусства и граффити, выполненного с использованием техники трафаретной печати.

Работы, представленные на выставке, являются аутентичными копиями работ художника, поскольку большая часть оригиналов либо уже уничтожены, либо все еще украшают стены домов в разных странах.

На фото — обложка книги «Наставление королю в искусстве верховой езды», Париж, 1627 год / сайт выставки

До 14 августа в Музеях Московского Кремля проходит выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления».

Масштабный проект впервые познакомит российскую публику с историей европейской дуэли, отраженной в памятниках  XVI – XVII веков, многие из которых впервые выставляются в Москве и никогда прежде не встречались в одном выставочном пространстве.  

В экспозиции представлены более 140 экспонатов из восьми российских музеев и библиотек, среди которых Государственный Эрмитаж, Исторический музей, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Библиотека РАН, Российская государственная библиотека, Российская Национальная библиотека, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. 

В филиале Литературного музея, в Доме Любощинских-Вернадских, продолжает работу выставка «Андрей Тарковский. Про него и про кино»

На ней вы сможете поближе познакомиться с семьей режиссёра, проследить глубинные связи личной истории мастера и его картин. 

В первом зале воссоздан мир детства и ранней юности Андрея Тарковского. Детские фотографии, книги, рисунки и игрушки, личные вещи родителей и бабушки рассказывают о жизни семьи Тарковских в Москве, Подмосковье, Юрьевце, об увлечении Андрея театром, работе в геологической партии, занятиях живописью и фотографией.

Второй зал посвящён кинематографическому наследию Андрея Тарковского. Здесь представлены киноплакаты, эскизы костюмов и декораций работы художников Михаила Ромадина, Евгения Черняева, Нэлли Фоминой, Ипполита Новодережкина, фотографии съёмок фильмов Тарковского с участием известных актёров.

Многие предметы из коллекции ГМИРЛИ имени В. И. Даля и из собрания Марины Арсеньевны Тарковской — редкие издания с автографами, семейные фотографии и личные вещи отца и сына Тарковских — будут впервые представлены на юбилейной выставке.

Выставку можно посетить до 28 августа.

На фото — офорт Франциско де Гойи из серии «Диспаретес» — «Способ летать». Лист 13. 1816-1824 / официальный сайт ГМИИ им. Пушкина

До 24 июля в ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков можно увидеть экспозицию «Между землёй и небом». На ней представлены произведения из его собрания и коллекции Галины Маневич. В залах можно будет увидеть офорты Рембрандта Харменса ван Рейна и Франсиско Гойи, работы Василия Чекрыгина и Эдуарда Штейнберга. Выставка состоит из четырех разделов, объединённых темой размышления человека о вечных противоречиях нашего мира. В разные эпохи художники осмысляли проблему конечности бытия и стремления к обретению вечности, воплощали в своем творчестве темы падения и искупления, отчаяния и надежды. Проект приурочен к 85-летию со дня рождения Эдуарда Штейнберга.

Выставку открывает серия из 18 офортов Франсиско Гойи (1746–1828) «Диспаратес» («Нелепицы»). Второй раздел выставки посвящён русскому художнику Василию Чекрыгину (1897–1922). Художественный язык Чекрыгина отличается лаконизмом и использованием минимума выразительных средств. В экспозиции представлены рисунки углем, который был излюбленным материалом художника, в том числе, композиции из программного цикла «Воскрешение мёртвых». В следующем разделе выставки представлены работы Эдуарда Штейнберга (1937–2012), который спустя почти полвека словно повторил в своем творчестве путь Василия Чекрыгина. Штейнберг создал свой уникальный стиль, в котором соединил пластику авангарда и философию символизма. Завершает экспозицию раздел с поздними офортами великого голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606–1669). К его творчеству в разные периоды жизни обращались и Франсиско Гойя, и Василий Чекрыгин, и Эдуард Штейнберг. Сферы земли и неба в его работах словно смыкаются, образуя «всемирное пространство», где противоположности соединяются вновь, и свет несет в себе обещание спасения.

На фото — Эдуард Штейнберг «Геометрическая композиция», 1988

До 31 июля в Новой Третьяковке можно будет познакомиться с работами художника-нонконформиста Эдуарда Штейнберга

Выставочный проект Третьяковской галереи подготовлен к 85-летию со дня рождения Штейнберга. Перед кураторами стояла задача показать уникальность и феномен художника, осуществившего переход от реального мира к миру ассоциаций, выраженных языком геометрических форм. В своих работах он соединял традиции древнерусской иконописи, символизма начала ХХ века и супрематизма.

На выставке будут представлены работы из музейных и частных собраний России и Франции.

До 25 июля в Третьяковской галерее проходит выставка современного российского художника Гриши Брускина «Смена декораций» — исследование того, как рождаются, бытуют и превращаются в руины культурные, исторические и идеологические мифологии. Художник создает декорации современности, используя древнюю метафору Theatrum Mundi (Театр Мира), где новая эпоха разрушает былые империи и цивилизации, сносит памятники и стирает память, унифицирует мировую сценографию, формирует новую антропологию, выводя на сцену новых героев.

Выставка подобна Театру застывших декораций и представляет собой анфиладу, состоящую из девяти залов-сцен, сквозь которые зрителю предстоит совершить путешествие. В своих произведениях автор поднимает темы взаимоотношения человека и социума, индивидуума и власти, памяти коллективной и личной, взаимодействия современного человека с культурными и религиозными традициями.

Author

Поделиться: