СЕКРЕТЫ УКРОЩЕНИЯ

Анастасия Моисеева

На фото — Юлия Высоцкая в роли Катарины

Комедия «Укрощение строптивой» в театре Моссовета — первая часть задуманной Андреем Кончаловским «шекспировской трилогии», куда помимо комедии войдёт трагедия «Макбет» и фантазия «Буря».  С «Укрощением строптивой» режиссёр уже работал в 2014 году в итальянском Teatro Stabile Napoli. А в 2022 году спектакль был перенесён на русскую почву, сохранив при этом сценографию и идею комедии дель арте.  

В глубине сцены два гримировальных столика и вешалка с костюмами. Экран вместо декораций. Погаснет свет и на нём появится площадь Падуи, нарисованная в стиле сюрреалистических работ Джорджо де Кирико начала XX века. Роскошные автомобили, короткие платья и модные шляпки – шекспировский XVI век стал бурными двадцатыми века прошлого с их поклонением деньгам, лёгкостью в искусстве и девушками эмансипе.

Именно такой модной девушкой предстаёт Катарина в исполнении Юлии Высоцкой. Взбалмошная рыжая строптивица в начале спектакля не расстаётся с сигаретой в мундштуке и по-мужски размашисто передвигается по сцене. Она прямолинейна и жестка с окружающими, чем повергает в ужас и потенциальных женихов, и своего отца Баптисту. Но эмансипированность и строптивость Катарины поверхностны. В глубине души она мечтает о красивых нарядах, расстраиваясь, когда они ей не достаются, и отчаянно завидует своей младшей сестре Бьянке.

Бьянка в исполнении Ксении Комаровой гораздо хитрее старшей сестры. Тихая и примерная с отцом, кокетливая и заводная с женихами, Бьянка ловко играет на чувствах окружающих и в итоге добивается своего. Она выходит замуж за молодого и безумно влюблённого в неё Люченцио, оставив с носом неудачливых женихов: туповатого прямодушного Гортензио (Александр Бобровский) и засыпающего на ходу Гремио (Павел Усачёв).  

Больше всего от этого гремучего женского дуэта страдает старый Баптиста в исполнении Александра Филиппенко. Взъерошенный и суетливый, почтенный отец, живое олицетворение грибоедовского «что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом», сбился с ног в попытках устроить дочерям обеспеченное счастливое будущее, а себе – спокойную старость. Задача явно не из лёгких, особенно, когда одна из дочерей известная на весь город строптивица. Поэтому за предложение дворянина из Вероны Петручио Баптиста хватается как за спасительную соломинку.

Петручио Алексея Розина – циничный мошенник и плут, стремящийся поправить своё финансовое положение любой ценой. Подвижный толстячок (Андрей Кончаловский по словам Розина ставил перед ним задачу стать на сцене «летающим слоном») в модной экипировке, на шикарном автомобиле, воспринимается как представитель нэпманов или новых богачей 20-х годов XX века, появившихся словно из ниоткуда и подвинувших старую знать. Для Петручио на первом месте стоит богатство, а романтика, любовь – это игрушки для юнцов, как Бьянка или Люченцио. Катарина для него – всего лишь выгодная покупка, которую можно ломать как хочешь, морить голодом, не давать спать, лишь бы она стала удобной.  

Казалось бы, что эту старую как мир битву полов выиграли мужчины на все 100%: Петручио получил деньги и покладистую жену, готовую признать луну солнцем, если так хочет её господин. Люченцио взял в жёны прекрасную Бьянку, и даже несуразный Гортензио нашёл свою вдовушку. Но в финале покорная уже Катарина прочитает монолог о слабости жен по бумажке из рук Петручио, а затем оседлает своего мужа и поедет на нём в светлое семейное будущее.

«Укрощение строптивой» — яркий, стильный спектакль с великолепным актёрским составом и прекрасной игрой. Сравнивая московскую постановку с итальянским спектаклем Андрея Кончаловского, исполнительница главной роли Юлия Высоцкая подчеркнула, что «артистам с родины комедии дель арте присуща экстравертная манера игры, где внешне всё немного чересчур, но не слишком глубоко. У нас исполнители так не умеют, нам всегда хочется найти внутренние движения души».  К сожалению, поиск глубины в комедии, заявленной самим режиссёром как балаган и площадной театр, лишают её легкости, делая гротескные характеры и нелепые поступки персонажей не смешными, но зачастую жестокими и страшными. 

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Author

Поделиться: