УТРАТА ВЕРЫ

Анастасия Павлова

На фото — Кирилл Крутько (Отличник)

Режиссёр Олеся Невмержицкая выпустила в Театре Моссовета спектакль по роману Алексея Иванова «Общага-на-крови».

Роман была написан 30 лет назад, ещё в бытность автора студентом Екатеринбургского государственного университета, издали его спустя почти 15 лет, но только сейчас он добрался до сцены и экранов (почти одновременно со спектаклем вышла и экранизация).

В центре истории пятеро студентов, живущие в соседних комнатах в общаге. Красавец, интеллектуал, любимец женщин Игорь (Нил Кропалов), поэт-алкоголик Ванечка (Ваня Пищулин), первокурсник Отличник (Кирилл Крутько), переспавшая со всей общагой красотка Нелли (Дарья Таран) и влюбленная в Ванечку, Лёля (Ксения Комарова). Им противостоят комендант общаги Ботова (Евгения Лях), ее муж Ринат и председатель студсовета Гапонов (Александр Шумский).

Однажды Отличник забудет запереть дверь на крышу, где он любит мечтать об острове Тенерифе, и увидит, как одна из студенток шагнет с нее… Это и станет поворотным моментом в жизни пятерки. Ботова приложит все усилия, чтобы обвинить их в случившемся и выгнать из общежития. После долгих попыток спрятаться в других комнатах, пожив нелегалами, четверо из них пойдут на сделку с совестью, чтобы остаться. Отличника они обвинят в том, что с ними произошло, и он покончит жизнь самоубийством.

Пространство спектакля (художник Анастасия Никонова) собрано из ящиков для стеклотары – из них можно, при необходимости, построить стену, сквозь которую, правда, все видно, они могут превратиться в кровати, где можно перекантоваться на ночь-две, но трудно отдохнуть и выспаться, или стать столами и скамейками в зале заседаний.

Одна на все комнаты дверь, которую все время перетаскивают с места на место разделяет общее и личное, а, иногда превращается в своеобразную границу между мирами: это и двери между этажами, и дверь в подвал, где происходят самые жуткие вещи, и дверь на крышу. Да и сами герои находятся в пограничном состоянии: сдашь экзамен – останешься в общаге, нет – вылетишь. Общага становится метафорой мира, тонущего в пороках. Система, в которой все повязаны друг с другом, не позволяет уходить далеко. Внешние маршруты тут коротки – до ларька с пивом, разве что. Те, кто захочет уйти дальше – погибнут.

В спектакле упоминается только два этажа этой восьмиэтажки, и подвал с крышей. На втором живут наши герои, на седьмом – Серафима, у которой прячут Отличника. Второй этаж – средоточие пороков, тут живут развратники и предатели, здесь насилуют и пьют, тут же находится и комната самоубийцы (ее в финале спектакля займут Леля и Нелли). От седьмого этажа рукой подать до крыши, а, значит, до мечты и Тенерифе.

На седьмом этаже Отличник находит свою любовь – Серафиму (Юлия Бурова), хрупкую девушку с копной вьющихся волос. На двери ее комнаты – постер со сказочным островом. Знакомство и зарождающееся чувство Невмержицкая показывает через пластическую сцену, где в каждом движении – трогательная нежность и страх быть отвергнутым. Но эти двое говорят на одном языке – руки и тела двигаются в унисон, одна улыбка отражает другую.

Отличник Кирилла Крутько занимает особое место в спектакле. Забавный, стеснительный, слегка заикающийся, он все время проводит с книгами. Герой, и правда, отличается от своих друзей. Он с мягкой, всепрощающей улыбкой способен понять и принять каждого из них и полюбить. Для них он то светлое, что еще осталось в их душах. Именно поэтому, вчерашние друзья с жестоким удовольствием обвиняют именно его в своем падении.

Ботова, Гапонов и Ринат становятся для героев триггерами, провоцирующими внутренние перемены. Индивидуальность, проявляющаяся в личной реакции на стресс, стирается, заставляя сбиваться в стаю и пройдя все стадии отрицания, смириться с условиями, предъявляемыми комендантшей и ее соратниками.

Одна из самых страшных сцен спектакля – совокупление насильников со студентами на той самой лестнице, которая ведет на крышу. Больше нет выхода к мечтам. Четко отлаженный механизм общаги перемолол всех, кто был против. Герои стали равны гонителям, а все, кто не похож на них, должен уйти из жизни.

Спектакль «Общага-на-крови» вновь обращается к знаковым вопросам русской литературы, и ведет диалог, прежде всего с героями Достоевского: возможно ли остаться чистым в грязи? Согласиться или стоять до конца? Как не утратить веру?

Но смерть Отличника не становится жертвой во имя искупления и очищения, а еще сильнее закручивает общажную систему.

И песни Башлачева, сменяющие почти мюзикловые мотивы первой части, звучат не как предвестники бунта, а как символ утраты веры.

Фотографии Евгении Сириной, предоставлены пресс-службой

Author

Поделиться: