КОЛЛАЖИТЬ ТО, ЧТО НЕ КОЛЛАЖИТСЯ

На фото — Екатерина Гришаева / пресс-служба

Вы когда-нибудь приходили на концерт или в театр за атмосферой? Абсолютно не зная, какой будет сюжет? Вам только обозначили тему и вы знаете людей, занятых в проекте. Больше, пожалуй, ничего. Однако, вы уверены в том, что вечер пройдёт очень тепло, по-дружески и приятно.

Если вы относитесь к поклонникам не только качества, но и приятных открытий в театре, то искренне рекомендую вам проект «Библиотечник», живущий на театральных сценах Москвы уже шесть лет.

На фото — автор проекта Михаил Уманец / пресс-служба

Рассказывает автор идеи и режиссёр проекта Михаил Уманец:

«В одно время в театре Школа Драматического Искусства, где я работал, артисты разных лабораторий (тогда их было несколько) не особенно общались друг с другом. И я захотел некоторых из них объединить в одном проекте, вне стен театра, и в Библиотеке Достоевского вместе с ними сделал первый «Библиотечник». Сейчас основной костяк проекта составляют мои однокурсники, мы учились в ГИТИСе у Валерия Гаркалина: Максим Мальцев, Максим Маминов, Екатерина Гришаева, Александр Давыдов, а также артисты ШДИ Дмитрий Репин и Алина Ходжеванова. Довольно часто мы приглашаем новых участников. Например, на программу, посвящённую юбилею Иосифа Бродского, я позвал артистов из Современника, Мастерской Фоменко, СТИ».

Довольно символично, что этот проект родился именно в Школе Драматического Искусства, театре, изначально задуманном как пространство поиска новых форм и экспериментов. Вот и в, казалось бы, давно известный формат — литературно-музыкальный вечер — участники проекта добавили новые принципы. Программы библиотечников не повторяются. Артисты разучивают новые стихи, прозу, песни к каждому вечеру. Конечно, подобный подход не может не обеспечить постоянный зрительский поток. Ведь те, кто приходит на «Библиотечник» впервые, практически всегда хотят вернуться. Это уже мной прочувствовано на себе.

На фото — Максим Мальцев и Максим Маминов / пресс-служба

Рассказывает автор идеи и режиссёр проекта Михаил Уманец:

«За шесть лет у нас сформировался подход к подготовке программы. Например, важно, что мы — и артисты, и музыканты одновременно, все читают и поют, что хотят. Я иногда немного корректирую программу. Но все участники спокойно относятся к моим правкам, так как понимают, что это важно для общего. Обязательно, как у любого спектакля, должна быть своя драматургия. Важно каждый последующий номер сделать неожиданным для зрителя. Все участники каждый раз становятся соавторами.  Например, Максим Мальцев помимо того, что он прекрасный артист, ещё и музыкальный руководитель. Каждый из участников вносит свой вклад, и мы репетируем всегда вместе, так что-то рождается, какие-то ходы. Репетиции у нас проходят довольно весело».

На фото — Георгий Антонов, Михаил Уманец, Максим Мальцев, Алина Ходжеванова, Дмитрий Репин, Екатерина Гришаева, Максим Маминов / пресс-служба

Программа, с которой началось лично мое знакомство с «Библиотечником», имела тему, обозначенную довольно расплывчато: «На вкус и цвет». Но тем было интереснее: предположить, что именно прозвучит со сцены, было практически невозможно. А прозвучало многое. Да, где-то на подсознательном уровне маячил вопрос: как это все можно было собрать в один сюжет? А сюжет, несомненно, был. И если бы я вспомнила, что я всё-таки имею отношения к театральной журналистике, я бы, несомненно, эти сюжеты зафиксировала и поделилась бы в статье. Но мне повезло: я пришла как зритель. Поэтому просто получала удовольствие от Шиллера, Пушкина, Бродского, Самойлова, Евтушенко, Высоцкого… Не успеешь потосковать о закрытых границах и почувствовать в воздухе аромат пиццы под великолепное исполнение Екатерины Гришаевой отрывка из «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт, а тебе уже читают хокку. Поплывёт над залом «Сиреневый туман», а ты уже «На сиреневой луне». Тебе поют о макаронах и пицце, но читают Высоцкого про жаркую Африку — текст, который все привыкли воспринимать в виде песни. Только послушаешь лирическую балладу Элтона Джона (совершенно запрещённый прием так петь, между прочим!), а тебе уже выдают цыганскую народную… «Коллажить то, что не коллажится» — в заголовок вынесен основной принцип создания программ «Библиотечников». Хотя… Тут я бы поспорила: «коллажится» прекрасно. Американские горки? Нет, просто всё совершенно, как в жизни. После грусти — радость, после драмы — свет.

Волею судеб какое-то время назад проект лишился постоянного пространства. Поэтому теперь его надо «ловить» по площадкам Москвы. Но без сомнения: ловить стоит. Пока вероятнее всего обнаружить следующий «Библиотечник» в Школе современной пьесы на Неглинной.

Рассказывает автор идеи и режиссёр проекта Михаил Уманец:

«Для нашего проекта очень важно пространство, в котором мы выступаем, важен контакт со зрителем, а в большом зале он может потеряться. И я очень рад, что в театре Школа Современной Пьесы у нас этот контакт есть. Это во многом зависит и от атмосферы в самом театре. Иосиф Райхельгауз принял наш проект в своём гостеприимном доме, который построил. Здесь все службы работают для того, чтобы вечером состоялась встреча артистов со зрителями. У нас не возникало никаких проблем с организацией репетиций, с проведением «Библиотечника». Мы выступали и на малой и на большой сценах этого театра, и они обе нам дороги».

Этот проект почему-то стойко ассоциируется у меня с таким забытым явлением, как передвижные библиотеки… Которые могут оказаться в вашем дворе совершенно внезапно, но которые начинаешь ждать заранее. Каждая встреча — новое путешествие по полкам этой необычной библиотеки. Радостно, что книги в ней подобраны со вкусом.

 

P.S. Михаил Уманец:

«Какой он, наш идеальный зритель? Тот, кто открыт нашей подаче, кого не смущает, что после лермонтовского «Валерик» мы можем спеть песню «Чип и Дейл спешат на помощь». Ведь мы собираем программу ассоциативно. И таких понимающих зрителей у нас большинство».

Личная благодарность автора режиссёру
и артисту Михаилу Уманцу за небольшую беседу

Фотографии Кристины Кургузовой

%d такие блоггеры, как: