МЕСТЬ, ИНДЕЙЦЫ И НЕМНОГО ЛЮБВИ

Наталья Сажина

На фото — Татьяна Куликова в роли Отоми, Денис Дэмкив в роли Томаса и артисты хора и балета / пресс-служба театра

Московский театр оперетты, одним из первых в России обратившийся к мюзиклу, как жанру коммерческому, проектному, продолжает успешно развивать три направления — классическую оперетту, мюзиклы-проекты, и мюзиклы репертуарные. О третьем направлении сегодня и пойдёт речь.

Недавно театр представил публике мюзикл Романа Игнатьева «Дочь Монтесумы» по мотивам одноименного романа Хаггарда. Либретто и стихи были написаны заслуженной артисткой России Жанной Жердер, она же выступила режиссёром спектакля.

Программа спектакля поражает количеством персонажей, возникает ощущение, что на сцене явится мюзикл-эпопея. Невольный вопрос: «Как всех героев уместить в два часа музыкального действия?» получил ответ уже на десятой минуте спектакля: печально, но НИКАК.

Спектакль дарит нам по арии второстепенных героев (иногда их объединяют в дуэты или трио), а затем без сожаления выводит персонажей из действия. Можно было бы объяснить подобный факт стремлением охватить все сюжетные линии романа, но подобная версия критики не выдерживает, так как сюжет претерпел определенные изменения и, в итоге, сместились основные акценты первоисточника.

На фотографии — Игорь Оробей, Денис Дэмкив и Наталья Сидорцова

По сюжету мюзикла главный герой Томас Вингфилд (Денис Дэмкив) отправляется на поиски убийцы своей матери, оставив безутешную невесту Лили (Дарья Январина) в томительном ожидании. После порции приключений он оказывается на острове, где становится пленником индейцев. Однако дочь вождя Отоми (Татьяна Куликова) спасает его. Начинается новая любовь. Пришедшие завоеватели во главе с Кортесом зверски истребляют индейцев, сподвигнув Томаса встать на защиту племени. Правой рукой Кортеса оказывается тот самый Хуан де Гарсия (Максим Катырев), за которым наш герой отправился в путь. Во время очередного конфликта Хуан убивает Отоми, а во время дуэли с Томасом погибает. Сам Томас возвращается домой, где заслуживает прощение оставленной невесты.

Долгая книжная любовь английского дворянина и дочери вождя ацтеков на сцене укладывается максимум в три дня. Самоубийство главной героини превращается в убийство: основному злодею лишний грех уже погоды не сделает, а главная героиня-самоубийца в Театре Оперетты уже есть… То ли не желая марать протагонисту руки кровью, то ли в стремлении обелить злодея, авторы и ему «дарят» самоубийство. Он по собственной воле в прямом смысле слова насаживается на шпагу в поединке с тем, кто его искал по всему свету. Авторский «монтаж», лишивший Томаса и Отоми двенадцати лет жизни в племени, двоих детей, дружбы с индейцами, можно оставить без внимания, но лишить главного героя права на месть – довольно странное решение.

На фото — Дарья Январина и Денис Дэмкив

При этом в первом действии есть сюжетная линия любовницы Хуана – Изабеллы (Юлия Гончарова), которой вполне можно было пожертвовать. И Отоми появилась бы на сцене раньше, а не на десятой минуте второго акта, и у главных героев было бы время на развитие своего великого чувства. Кстати, именно вечная любовь становится основной мыслью мюзикла. Но нам показали пару дней влюбленности в одну девушку и измену другой. Конечно, Лили простила Томаса, и они прожили вместе до старости. Однако, у зрителей даже не было возможности оценить это прощение. Оно происходит за пределами сцены. Для вывода «миром правит любовь» (цитата из арии на поклонах) сюжету не хватило глубины чувств главных героев.

Долгое время жанр мюзикла оставался без чётких определений и терминов. Сравнения с опереттой с целью найти особенности жанра были неизбежны именно в русском театре, так как оперетта развивалась у нас активно и долгое время занимала лидирующие позиции. Но практически всегда российскими авторами соблюдалось одно из основных правил: простая история сложными средствами.

На фото — сцена из спектакля

«Дочь Монтесумы», отходя от этого правила, теряет жанровую целостность, становится набором качественных музыкальных сцен. И за обилием персонажей, сложными костюмами, постоянно двигающимися декорациями смысл произведения потерялся бы окончательно, если бы не удачное решение автора либретто вести рассказ от лица самого Вингфилда. Состарившегося, уже пережившего смерть Лили и готовящегося к финалу собственной жизни. Роль старого Томаса Вингфилда режиссёр отдает Максиму Новикову, и это стало ещё одним успехом постановки. Артист, гармонично существующий как в оперетте, так и в мюзиклах, становится идеальным кандидатом для воплощения этого персонажа. Умение выстраивать драматическую составляющую образа помогает не просто рассказывать, но заново переживать собственную жизнь.

Премьера вновь подчеркнула основное различие мюзикла и оперетты – подход к драматической составляющей. Если оперетта действует широкими, порой условными мазками, то актёрская работа в мюзикле всегда более тонкая, продуманная. «Дочь Монтесумы» соединяет в своем составе артистов обоих жанров. Артисты мюзикла (Д. Дэмкив, Д. Январина, Н. Сидорцова) выглядят в этом спектакле более гармонично. Стиль постановки массовых сцен, актёрская игра, в большинстве своем, отличная от той, что характеризует именно мюзикл, подводит нас к выводу, что мы смотрим всё-таки оперетту. Но от того, чтобы именно так определить жанр этого спектакля, удерживает музыка Романа Игнатьева. Здесь присутствует основная стилистическая черта мюзикла: разнообразная песенная музыкальная форма. Публика слышит и лирические баллады, и испанские мотивы в портовой таверне, и стилизованные индейские ритмы.

На фото — Татьяна Куликова, Денис Дэмкив и Максим Катырев

Мюзикл «Дочь Монтесумы» однозначно рекомендован к просмотру поклонникам композитора Романа Игнатьева и ярких актёрских работ. Ведь некоторые артисты (как, например, Наталья Сидорцова и Владислав Кирюхин, исполняющие роли родителей Томаса) даже из пары появлений на сцене выстраивают продуманные, глубокие образы. Яркие костюмы и декорации, каст, собравший на сцене и мэтров обоих жанров, и молодых артистов также найдут свою публику.

Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Оперетты

Author

Поделиться: