10 ВЫСТАВОК МАРТА: АВАНГАРД, КИБЕРНЕТИКА, КОНСТРУКТОР И ТЕАТР

Наш гид Анна Оконова собрала уникальную подборку выставок, которые помогут вам разобраться в нюансах искусства от начала XX до сегодняшнего дня. Здесь и две выставки, рассказывающие о русском авангарде, и конструкторы, и виртуальное искусство, и экспозиция, посвящённая незрячим людям, и три выставки о театре.

RECYCLE GROUP. NEW NATURE

ЦСИ «ВИНЗАВОД» 

17.12.2021 – 13.03.2022

 До 13 марта на «Винзаводе» можно успеть познакомиться с искусством двух измерений. Вы погрузитесь в дополненную реальность, познакомитесь с искусственным интеллектом и сможете найти в джунглях деревья, играющие техно. Супертехнологичная футуристическая выставка-мистерия New Nature от известного арт-дуэта Recycle Group открывает перед зрителями портал в будущее.

Основная идея экспозиции, название которой на русский язык переводится как «Новая природа», ― изобразить мир, завоёванный новыми технологиями, и передать образ мышления человека в информационную эпоху. Задействованы три зала ― Цех красного, Цех белого и Большое винохранилище. В Цезе красного вы найдёте переосмысленную классику, в Цехе белого – машинное восприятие реальности, в Большом винохранилище отправитесь в виртуальные миры.

 

ДОНАСЬЕН ОБЕР. КИБЕРНЕТИКА, БИОСФЕРА И ГОРОД

МАММ

21.12.2021 – 03.04.2022

 Фильм-выставка, идущая в МАММ, рассказывает о кибернетике, которая возникла в 1940—1950-е годы, сыграла определяющую роль в появлении нового представления о мире, основанного на принципах термодинамики. Науки, которые она породила, полностью изменили наше отношение к экологии. 

Короткометражный фильм французского художника, писателя и исследователя Донасьена Обера «Кибернетика, биосфера и город» демонстрирует, как благодаря первоначальному импульсу, заданному кибернетикой, меняется наше отношение к живой природе.  Автор рассказывает об истории экологического проектирования, от эпохи Возрождения до наших дней, и показывает, как компьютерные технологии позволяют моделировать и преобразовывать города, гармонично интегрируя их в биосферу.

 

ИСКУССТВО ПЕРЕВОЗКИ ИСКУССТВА

МУЗЕЕ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА

03.02.2022 – 22.05.2022

 Концептуальное продолжение выставки «Авангард: на телеге в XXI век». Спецпроект расскажет о процессах, которые остаются вне поля зрения посетителей — от упаковки и перевозки картин до монтажа и демонтажа экспозиций. На третьем этаже музея расположатся интерактивные объекты и работы современных художников: Миши Most, Валерия Чтака, Джейкоба Якубова и Григория Цветкова.

Cпецпроект расскажет, почему специальные ящики могут стоить несколько десятков или даже сотен тысяч рублей и как безопасно транспортировать хрупкую гипсовую скульптуру, картину на холсте или графический лист под стеклом, а также почему перевозка искусства — это тоже искусство.

В экспозиции будет представлен графический эскиз работы «TRANSPORTATION» российского стрит-артиста Миши Most из серии «Будущее Прошлого / The Future of the Past», созданной для оформления автомобиля арт-логистической компании Fineartway. Впервые будет показана инсталляция Валерия Чтака «Anarquismo individualista», в которой в качестве холстов выступают деревянные ящики.

Частью выставки станет также видеоперформанс «packing-unpacking», представляющий этапы упаковки и экспонирования предметов искусства: от вскрытия климатического ящика до развески в музейных залах.

 

На фото — Лето. Автопортрет. 1983. Из коллекции И. Саввиной

НА ДОБРУЮ ПАМЯТЬ. ВЫСТАВКА К 75-ЛЕТИЮ ЮРИЯ БОГАТЫРЁВА

ДОМ-МУЗЕЙ СТАНИСЛАВСКОГО

02.03.2022 — 18.04.2022

«Я рисую людей, с которыми учился, работал, встречался, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений. Ни в коей мере я не смею претендовать на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихами к портрету артиста. Вглядываясь в лица людей или размышляя над страницами литературных произведений с помощью бумаги и красок, я как бы «продолжаю» актёрскую профессию», — писал о своём увлечении живописью Юрий Богатырёв.

Большая часть его живописи хранится в частных коллекциях. Что-то сохранилось лишь в копиях. Музею МХАТ удалось собрать некоторые из его работ и объединить их в одном выставочном пространстве с картинами и графикой, хранящимися в фондах музея. Среди представленных на экспозиции работ — портреты Константина Райкина, Галины Волчек,  Валентина Гафта, Авангарда Леонтьева и других артистов. Также вы можете увидеть семейные фотографии, фотографии из спектаклей и фрагменты из фильмов с участием Юрия Богатырёва. На выставке также можно увидеть костюмы актёра, в которых он играл роли Фурманова (спектакль «Мятеж» Вс. Шиловского), Алексея Турбина («Дни Турбиных»), Зибенгара («Возчик Геншел»), Ильи Николаевича («Путь»), Клеанта (“Тартюф” А. Эфроса).

 

На фото — эскиз костюма к спектаклю «Мёртвые души», Театр им. Евг. Вахтангова. Художник Максим Обрезков

58-Я ВЫСТАВКА МОСКОВСКИХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ХУДОЖНИКОВ «ИТОГИ СЕЗОНА»

ВСЕРОССИЙСКИЙ МУЗЕЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

03.03.2022 — 03.03.2022 

«Итоги сезона» — ежегодный проект Союза театральных деятелей России, объединяющий самые заметные работы художников-сценографов. В 58-й выставке приняли участие около 60 московских театральных художников. В течение сезона 2020-2021 они работали над спектаклями в театрах столицы и других российских городов, а также за рубежом.

На выставке представят работы сценографов знаковых премьер сезона: Владимира Арефьева — «Месяц в деревне» в МХТ им. А.П. Чехова (режиссёр Егор Перегудов); Станислава Бенедиктова — «Горе от ума» в РАМТе (режиссёр Алексей Бородин); Анастасии Глебовой — «Стакан воды» в театре «Et Cetera» (режиссёр Борис Морозов); Ларисы Ломакиной — «Кармен» в Пермском театре оперы и балета (режиссёр Константин Богомолов); Анастасии Нефёдовой — «Конёк-Горбунок» в театре Урал Опера Балет (режиссёр-хореограф Вячеслав Самодуров); Максима Обрезкова — «Сын» в РАМТе (режиссёр Юрий Бутусов); Николая Симонова — «Урожай» в Театре на Таганке (режиссёр Марфа Горвиц); Степана Лукьянова — Catabasis. Dämonen в театре Staatstheater Cottbus в Германии (режиссёр Борис Юхананов) и других художников.

 

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ХУДОЖНИЦЫ ОКСАНЫ СЛОБОДИНОЙ

ГАЛЕРЕЯ SPACE-U

09.03.2022 – 16.03.2022

 На выставке можно будет увидеть более 20 работ, включая несколько проектов, которые были выполнены в рамках Российских и Европейских конкурсов и фестивалей. Это результат двух лет труда, в непростые годы карантина 2020-2021, творческие поиски и эксперименты художницы.

 

РУССКИЙ АВАНГАРД В «МЕРИДИАНЕ».
ВЫСТАВКА АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА ШКОЛЫ «САБРОС»

КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «МЕРИДИАН»

12.03.2022 – 18.03.2022

 В экспозиции будут представлены работы в таких жанрах, как: абстрактный импрессионизм, биоаморфные формы с геометрической абстракцией, супрематизм, неопластицизм, орфизм, дадаизм, абстрактный кубофутуризм, абстрактный минимализм и монотипия.

17 марта в рамках выставки пройдёт показ документального фильма о русском коллекционере Николае Харджиеве – одной из самых скандальных, мифологизированных и трагических фигур начала XX века. В его коллекции были собраны картины Ларионова, Гончаровой, Малевича, Матюшина, Филонова, Татлина, Лисицкого и многих других, которые он увёз в Голландию. После кинопоказа состоится встреча с Лилией Вьюгиной – автором сценария, режиссёром и продюсером картины.

18 марта состоится лекция и мастер-класс «Терменвокс: от Ленина до Led Zeppelin».

Терменвокс создан в начале прошлого века изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Единственный в мире электромузыкальный инструмент, на котором играют движениями рук в воздухе без прикосновений. Лекция расскажет об истории инструмента, а на мастер-классе сможете попробовать свои силы в игре на нём.

В мероприятии примет участие правнук изобретателя Петр Термен – исполнителем, композитором, организатором фестиваля Thereminology, дипломантом Дельфийских игр и лауреатом британской премии Creativepool.

«LEGOАД И ДРУГИЕ КОНСТРУКТОРЫ»

ЦЕНТР ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ «ФАБРИКА»

12.03.2022 – 03.04.2022

 «LEGOАД и другие конструкторы» — это выставка нескольких проектов, каждый из которых представляет разные наборы для конструирования (construction set), называемые просто – конструкторами. 

Во всём мире хорошо известны такие конструкторы как LEGO, Meccano, ZOLO, Zometool. Но эта выставка конструкторов иного типа. К примеру, таких как живописный конструктор фантазий Иеронима Босха, случайно открытый художником Николаем Селивановым на оборотной стороне его «Видений загробного мира». Или набор из профилей капителей известных античных памятников архитектуры, использованных в музейной игре с учениками в Эрмитаже, чтобы собрать с их помощью в единую структуру слова и образы художественного космоса европейской цивилизации, порождённого художниками Древней Греции, ни одного произведения которых не сохранилось.

Главная идея выставки — для конструирования необходимо делать конструктор, и для создания конструктора тоже нужен конструктор. Речь идёт о конструкторах, предназначенных для создания конструкторов (это, как кибернетика кибернетики Хайнца фон Фёрстера). Выставка состоит именно из таких проектов.

 

КОТЁЛ АЛХИМИКА. ОСЯЗАТЕЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД И НЕЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ГМИИ ИМ. ПУШКИНА

15.03.2022 – 31.05.2022

 Выставка «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие» обращается к исторической антропологии чувств и феноменологии, чтобы поговорить об образах зрения и слепоты, а также о включении разных сенсорных ощущений в художественный процесс. 

В центре внимания проекта находится образ незрячего человека, представленный в культуре разных эпох, в том числе в современном искусстве. Параллельно выставка исследует развитие концепций ближнего, «осязательного» и дальнего «оптического» взгляда в живописи, рисунке и скульптуре. Отправной точкой для этих поисков стал опыт арт-медиации для незрячих и слабовидящих посетителей Пушкинского в рамках программы «Доступный музей».

Центральный образ проекта — оптический объект Олафура Элиассона Future eye seeing now (Глаз будущего смотрит в сегодняшний день, 2020) отсылает нас к идее «перевернутого мира» и «зыбкости зрения». На выставке также представлена инсталляция Олафура Элиассона The casting of soon after now (Скоро зависит от сейчас, 2021).

Большая часть экспозиции «Котел алхимика» посвящена слепому рисованию, распространенному в начале XX века методу создания искусства. В экспозиции представлены редкие рисунки Арнульфа Райнера, а также произведения Ханса Хартунга, принадлежащие раннему и зрелому периоду его творчества. Для разговора о незрительных практиках в искусстве современности важно было представить уникальные графические произведения из собрания коллекционера и исследователя Бориса Фридмана.

Работы итальянского художника арте повера Джузеппе Пеноне 1970-го года также занимают в проекте важное место. Здесь, например, представлен знаковый кадр Обращая зрение вспять — портрет художника с зеркальными контактными линзами, которые временно лишают его зрения, но делятся отражениями с окружающими. Благодаря использованию фотографии художник имеет возможность видеть в будущем образы, сохраненные в прошлом.

 

ГРИША БРУСКИН. СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

 23.03.2022 – 25.07.2022

 

Проект современного российского художника Гриши Брускина «Смена декораций» — исследование того, как рождаются, бытуют и превращаются в руины культурные, исторические и идеологические мифологии. Художник создает декорации современности, используя древнюю метафору Theatrum Mundi (Театр Мира), где новая эпоха разрушает былые империи и цивилизации, сносит памятники и стирает память, унифицирует мировую сценографию, формирует новую антропологию, выводя на сцену новых героев.

Выставка подобна Театру застывших декораций и представляет собой анфиладу, состоящую из девяти залов-сцен, сквозь которые зрителю предстоит совершить путешествие. В своих произведениях автор поднимает темы взаимоотношения человека и социума, индивидуума и власти, памяти коллективной и личной, взаимодействия современного человека с культурными и религиозными традициями.

%d такие блоггеры, как: