ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Театр им. Моссовета постепенно выполняет масштабные планы, заявленные на сезон. Однако премьеры встречаются московской публикой весьма неоднозначно. Евгений Марчелли, как большинство художественных руководителей, пришедших в театр «по назначению», предлагает новые правила игры.

Евгений Марчелли встал во главе театра в сентябре 2020 года. Начавшаяся пандемия помешала начать активную деятельность сразу же. Поэтому заметное развитие театра пришлось именно на прошедший год и нынешний сезон. Одним из спектаклей, который можно было бы воспринять как творческий манифест художественного руководителя, стали «Жестокие игры» по одноимённой пьесе Алексея Арбузова. Но в начале — пара слов о первой премьере сезона, задавшей одно из направлений движения нынешнего Театра им. Моссовета.

Пьесу «8 любящих женщин» Робера Тома часто берут в репертуар с целью собрать на сцене всех звёздных актрис труппы. Режиссёр Олеся Невмержицкая так и сделала. На сцене весь цвет женской труппы,: Ольга Остроумова, Мария Кнушевицкая, Евгения Крюкова, Ольга Кабо, Анна Михайловская, Лилия Волкова, Татьяна Храмова, Екатерина Гусева. Спектакль поставлен в лаконичных декорациях, относящих нас к условному европейскому минимализму — словно на сцене специально оставлено место для больших актрис. Переход от бытового состояния к существованию в гротеске удался не всем исполнительницам, но спектакль получился, ведь публика с удовольствием приходит поприветствовать своих любимиц, а театральная шалость в виде явления за три минуты до поклонов Александра Филиппенко тоже приятно радует. Итак, направление определено: известное произведение играется известными исполнителями, а вот режиссура доверяется новому для театра персонажу. Сюда же вписывается недавняя премьера Игоря Яцко «Волки и овцы» по одноимённой пьесе Александра Островского, задуманная как бенефис Валентины Талызиной.

Ещё одним активным направлением стала работа студентов, молодёжи. Режиссёры, актёры, драматурги экспериментируют на Сцене под крышей. Это не только выполнение социокультурного запроса «дать дорогу молодым», но и некий смотр смены. В театре теперь существует стажёрская группа актёров.

Но, пожалуй, именно постановка пьесы Арбузова cтала для сегодняшнего Моссовета знаковой. Его суть в основной из тем: конфликте отцов и детей, отрицании всего, что не согласуется с личным взглядом на жизнь (если таковой есть, разумеется). В главной героине — Неле (Екатерина Девкина) собраны все противоречия подросткового возраста. Она упрямая, непредсказуемая, наглая, но при этом временами по-детски трогательная и наивная. Свою точку зрения она может изменить за считанные минуты, не меняется только одно — желание быть услышанной и принятой. Как это произойдёт — через дружбу, постель, обман, любовь, жестокость — её не волнует. Под этой маской наглой и все повидавшей в жизни оторвы скрывается отчаяние побитого щенка. Люди, случайно встречающиеся в её жизни, могут стать друзьями навсегда, а могут начисто забыться. Эта девчонка живёт одним днём, и какая-то осознанность в её поступках появляется только во втором действии, да и то: логика поведения известна только ей, для окружающих мотивы поведения неочевидны.  То ли непосредственность, то ли откровенный цинизм позволяет Неле вламываться с чемоданом в жизнь незнакомых людей и заставлять всё вертеться вокруг себя.

Ей, как многим её ровесникам, хочется полной независимости. Ведь старшее поколение всё запрещает, ничего не понимает, да ещё и позорит. А у них, молодых — стремления, искания, жажда свободы.

«Жестокие игры» поставлены о молодых и, по большому счёту, для молодых.  Не меняя первоисточник, Евгений Марчелли разговаривает с публикой, используя коды нынешнего молодого поколения. Тут и песня из известного приложения, и модная аудио-техника, и современное искусство в виде бодиарта и неожиданных перфомансов. Кстати, одна из претензий преданных поклонников состоит в том, что на сцену выходит практически вся труппа театра и поет песню группы Shouse «All I need is your love tonight». Выстроенные ровными шеренгами, одетые в разноцветные дождевики, артисты смотрят прямо в зал, скандируют «Все, что мне нужно этой ночью – твоя любовь». А слова песни не только дублируют мысли главных героев, но и становятся месседжем новой власти Моссовета. Можно предположить, что любому художнику хочется быть и понятым, и любимым – песня именно об этом, если обратить внимание на текст.

В спектакле заняты и молодые артисты, и мэтры театра, такие как Александр Бобровский, Ирина Климова, Александр Яцко, Андрей Межулис, Лариса Кузнецова. Артисты играют образы глубокие, персонажи проживают свои небольшие истории естественно, несмотря на несколько необычные декорации, которые предлагает художник Анастасия Бугаева.

Белый фотофон заполняет собой всю сцену. На нём рисуют, на него проецируют видеоролики. Немного мебели, брошенная в беспорядке одежда, пространство холодное, с каким-то разряженным воздухом. Герои существуют в нём, как в космическом вакууме, задыхаясь от этой давящей пустоты и не понимая, что на самом деле это пространство для них – огромный чистый лист. И написать можно очень многое. Выбор за каждым.

Фотографии Веры Юрокиной

%d такие блоггеры, как: