СКАЗ О ТЁМНОМ ЦАРСТВЕ

Наталья Сажина

Как мы все помним со школьной скамьи – главная героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза» Катерина — «луч света в темном царстве», персонаж, чистой душой противостоящий равнодушному миру и домашней тирании.

Катерина в спектакле Тверского Театра юного зрителя на сцене появляется с авоськой, в которой помимо прочего лежит большая пачка соли. И сразу на ум приходит «пуд соли съесть вместе». Подумалось, что опять будет с самого начала история о жене и нелюбимом муже, станет Катя жертвой и на этом развитие образа прекратится. Внешне она таковой и выглядит: худенькая, угловатая, с неловко повязанным платком, немного ломаными интонациями в речи… Но постепенно вырисовывается образ более интересный и глубокий, ключом к нему режиссёр Вероника Вигг выбирает слова странницы Феклуши о том, что к блаженным, «странным людям к кому шесть, к кому двенадцать бесов приставлено; вот и надобно их всех побороть». Такой блаженной, окружённой своими собственными бесами и становится Катерина (Мария Крылова).

Странницы, сумасшедшая барыня и богомольцы Островского превращаются в «людей грозы» — мрачный, тяжёлый фон для всех персонажей. И олицетворяют ли они собой кару небес, либо искусителей – не сразу ясно. Они то вступают в диалог с персонажами, то дублируют их. Тяжёлое, гнетущее ощущение поддерживает музыкальное сопровождение (композитор Юлия Колченская), не оставляющее никакой альтернативы: нагнетается атмосфера того самого ужасного «тёмного царства».

Город Калинов полностью оправдывает своё название и становится былинным Калиновым мостом — границей между миром живых и… нет, не мертвых, а неживых. Позволишь городу себя затянуть — будешь стыть, как комарик в смоле и вечной темноте.

Каждый из персонажей играется так, что становится интересно: что с ним произошло? Как он сам стал частью темного царства? Постепенно публику подводят к простой мысли, что выбор каждого отдельного персонажа был самостоятельным и, что страшнее всего — осознанным.

Кто-то из комариков еще противится тягучей безысходности. Среди этих голых деревьев, на заброшенной арене — не то стадиона, не то цирка (художник-постановщик Павла Петрушова) они пытаются проживать человеческие чувства. Но все попытки обречены на провал: превращается всё во всплески отчаяния или нелепые пародии на любовь, уважение, радость, печаль, гнев.

Яркий пример подобных недо-отношений – встреча Кабанихи (Татьяна Романова) и Дикого (Андрей В. Иванов). В них единственных сохранились ещё какие-то остатки человеческих эмоций, они равны по силе и потому не стыдно показать свои слабости. Впрочем, все, на что они способны — это или рассмеяться другому в лицо, или вместо лирических «Миллион алых роз» под звуки гармошки изобразить «Лазоревые цветочки» — частушечную переделку советского хита. Но именно у Кабанихи на кухне висит плакат с портретом Валентины Терешковой – первой женщины-космонавта. Возможно, эта с виду непробиваемая, героиня когда-то задумывалась о том, почему люди не летают, а надрывная гармошка не дает забыть об этом? А Дикой, внешне напоминающий знаменитого Чикатилло, именно приходя к ней, смиряет свой буйный темперамент, отдаваясь под её нежно-грубую власть? Может, потому и маньяков в Калинове нет?.. Ведь держат эти «комарики» друг друга, застывая потихоньку в остывающей смоле.

Катерина же, отвечая на любовь Бориса (Сергей Грищенко), нисколько не становится лучше или светлее. Пламя этого чувства не будет согревать, а сожжёт дотла. Ярким подтверждением этого становится пластическая сцена влюблённых. Объятия, нежность и внезапно у Бориса на руках оказывается сумасшедшая барыня. Этюд продолжается, объятия так же нежны, но Катерина уже ступила на свой Калинов мост. Обратной дороги не будет. И хоть в дальнейшем на сцене опять молодая героиня, сомнений не остаётся — внутренне она уже умерла. Единственное её отличие от остальных героев – она до самого конца ещё не верит, что все кончено, и увязая в смоле глубже и глубже, не оставляет попытки вырваться. Но несмотря, на это Катерину не жалко. Понимаешь её, но не жалеешь как-то особо. Сочувствие вызывают все. И потому Калинов становится в спектакле Вероники Вигг городом слабых людей, которые не смогли справиться с собственными «бесами» и стали частью тёмного царства.

Фотографии Анастасии Чистяковой

Author

Поделиться: