ЛЮБОВЬ КОВАЛЁВА: «НУЖНО ПРОСТО ЛЮБИТЬ СВОЁ ДЕЛО»

Анастасия Павлова

Фонд «Семейная в помощь» существует не так давно. Он оказывает медицинскую помощь и помощь в покупке лекарств одиноким пожилым людям, ветеранам, домам престарелых. Помогаем взрослым и детям с тяжёлыми заболеваниями и инвалидностью. А недавно при фонде появилась детская театральная студия «Сны Алисы», где режиссёр Никита Малышев ставит спектакли с ребятами с ОВЗ. Мы поговорили с исполнительным директором фонда «Семейная в помощь» Любовью Ковалёвой о фонде, его программах и о том, как работать с особенными детьми. 

На фото — Любовь Ковалёва / пресс-служба

Фонд существует с 2020 года. А когда вы впервые решили помогать людям с ограниченными возможностями? Как родилась идея фонда?

Наверное, я впервые обратила внимание на проблемы людей с инвалидностью в 2016 году. Тогда режиссёр Борис Фиш предложил идею спектакля для людей с ограничениями по зрению, постановку «с закрытыми глазами» — «Потрогай солнце». История, написанная по сказкам Степана Писахова, рассказывалась с помощью запахов, звуков, ощущений… В проект пришел и Никита Малышев, он был актёром этого спектакля. Позже я позвала его режиссёром в спектакль «Сны Алисы».

Идея создания фонда, как и идея создания детской инклюзивной театральной студии, принадлежит не мне. Три года назад Этель Симкина, которой на тот момент было 16 лет, решила сделать спектакль, в котором в качестве актеров бы выступили дети с ОВЗ. Выбор сказки для постановки также был её — «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. С этого спектакля началась наша студия, название проекту тоже дал первый спектакль.

А фонд возник сначала из корпоративной социальной ответственности — врачи сети клиник «Семейная» всегда активно принимали участие в разных благотворительных акциях. Поэтому, чтобы оказывать помощь системно, руководство сети клиник, в частности, председатель совета директоров Константин Моисеевич Симкин, и приняло решение учредить благотворительный фонд. Студия стала одним из его проектов, и дала начало благотворительной программе «Инклюзия в помощь». Так, разные благотворительные проекты и направления деятельности оказались объединены и упорядочены деятельностью фонда. Все оказалось не случайно и взаимосвязано.

Фонд помогает не только детям, есть ли планы создания и взрослой театральной студии?

Пока таких планов нет. Дело в том, что фонд помогает взрослым по другой благотворительной программе — это медицинская помощь и помощь в приобретении лекарственных препаратов. Что касается театра, подходы к детям и взрослым с ОВЗ совершенно разные. Мы это чувствуем и понимаем даже по тому, как по-разному включаются в репетиционный процесс и спектакль дети 5-6-ти лет и ребята старше 12-ти лет. И немаловажный для нас момент: театров для взрослых с ОВЗ достаточно много. Это и Недослов, и Инклюзион, и Круг II, и другие. С детьми мало кто работает, мы идём путем построения своего театра, актёры которого — ребята с дополнительными потребностями. В этом отчасти наша уникальность.

На фото — премьера спектакля «Колыбельная Пушкина» / пресс-служба

Работа с детьми – дело непростое, ваши требуют особого внимания. Что самое трудное в работе с детьми с ОВЗ?

Не могу сказать, что у нас возникают какие-то сложности и трудности в процессе репетиций… Скорее, они связаны с подбором площадок для спектакля. К сожалению, далеко не на всех театральных площадках есть «доступная среда». А дети… Они не отличаются от своих сверстников, им просто нужно больше внимания и участия. Как говорит художественный руководитель студии «Сны Алисы», Никита Малышев, «всё через любовь, и только так».

Арт-терапия – один из популярных способов помощи людям с ограниченными возможностями. Почему вы выбрали именно театральное направление? Как возникла студия?

Идею постановки спектакля для детей с особенностями развития (мне не очень нравится формулировка «ограниченные возможности», лучше называть это «дополнительные потребности») предложила Этель Симкина. Ей на тот момент было 16 лет, и в одном из интервью её совершенно справедливо назвали самым молодым театральным продюсером. Её родители с детства приучали помогать, рассказывали, что не все люди одинаковые, некоторым нужно больше внимания. Отец Этель, Константин Моисеевич Симкин, очень неравнодушный человек, благотворитель, меценат, очень много помогает людям. И благодаря ему и его поддержке возник сначала спектакль «Сны Алисы», а затем фонд и студия.

Любой театральный коллектив, прежде всего, команда единомышленников. Кто работает с детьми? Как формировалась команда?

Команда сложилась как-то сама собой, мне кажется. Этель предложила идею, я обратилась к Никите Малышеву — позвала его стать режиссёром спектакля «Сны Алисы», теперь он художественный руководитель студии. Позже к нам присоединилась художник по костюмам Лариса Прокофьева. Как-то между нами и детьми сразу возникло взаимопонимание, началась работа. Ключевое звено в команде — это, конечно, Никита. Мне кажется, он просто педагог от Бога. Он умеет договориться с каждым ребёнком, дети его слушают, слышат, доверяют. Ребята, как и любые дети, могут начать баловаться — но они очень чётко чувствуют, до какого момента можно шалить, а где «стоп», и нужно включаться в репетицию или спектакль.

В студии выпустили уже второй спектакль. Никита дважды обращается не к самым лёгким текстам – Льюиса Кэрролла и Александра Пушкина. Как выбирается материал, принимают ли дети участие в выборе материала?

Текст Кэрролла предложила Этель. Вообще, хочу это отдельно отметить, в любом проекте самое главное и самое дорогое — это идея. С этого всё начинается. И именно идее Этель наша студия и обязана своим существованием. Без неё ничего бы этого не было.

Сказка «Алиса в Стране чудес» интересна и детям, и взрослым, это очень семейная история. В тексте столько напластований смыслов, что каждый найдёт что-то свое.

Для второго спектакля уже рискнули взяться за стихотворный текст. Кажется, что стихи учить проще, чем прозу. Это не так. Да и на сцене стихи очень коварны. Одно забытое слово может полностью сбить и самого актёра, и его партнёра.

В обоих спектаклях Никита не распределял роли, а предложил детям выбрать себе персонажа самостоятельно. Дети стали более внимательно перечитывать сказки, думать и обсуждать, кого бы они хотели сыграть и почему, анализировать характеры и мотивы поступков… Для ребят это была ещё и важная исследовательская работа, которая помогает им изучать причинно-следственные связи и понимать, что и в обычной жизни взаимодействия между людьми строятся похожим образом. Это важная часть в социализации детей и развития у них навыков коммуникации.

На фото — режиссёр Никита Малышев / пресс-служба

Актёры часто говорят, что самый большой страх для них – «белый лист». Для ребёнка забытый текст – стресс. Как готовите детей к этой ситуации? Как проходят занятия и репетиции?

Никита Малышев с самого начала объяснил детям, что спектакль — это не экзамен, а праздник. В первую очередь, для них самих, и, конечно, для зрителя. И на репетициях все внештатные ситуации очень чётко прорабатываются. В первом спектакле, «Снах Алисы», был один профессиональный актёр — единственный «сквозной» персонаж. Основная его задача состояла в том, чтобы в любой момент «подхватить» детей, как подстраховка — и ребятам на сцене, и режиссёру. В новом спектакле, «Колыбельная Пушкина», дети всё делают сами. Если кто-то забыл текст — ребёнок всегда помнит, к чему должно прийти действие,  и либо самостоятельно найдёт решение, либо подскажет партнёр по сцене. Теперь уже ребята могут и страховать друг друга тоже сами.

Для первой постановки была выбрана сказка Кэрролла. Как дети чувствуют себя в «перевернутом» мире писателя? Что самое сложное было в работе над этим спектаклем?

Мы принципиально не стали брать для первой постановки текст, который бы вызвал жалость. Детям с дополнительными потребностями жалость совершенно не нужна, они себя чувствуют такими же, как и все остальные. Когда мы только познакомились с нашими артистами, несколько девочек одновременно захотели сыграть роль Алисы. И Никита понял, что это правильно — ведь в жизни в разных ситуациях и с разными людьми мы ведём себя по-разному. Так и возникло решение, что в каждой сцене спектакля новая Алиса.

Ребята абсолютно и безоговорочно верят в сказку, в перевоплощение. Они воспринимают это как игру. Поэтому «перевёрнутый» мир для них — это ещё один повод пофантазировать и подумать, а как в тех обстоятельствах, в которых оказываются персонажи сказки, поступили бы сами артисты?

В начале осени студия «Сны Алисы» выпустила второй спектакль «Колыбельная Пушкина». Как возникла идея спектакля? Есть детские идеи, которые воплотили на сцене?

После сложной сказки Льюиса Кэрролла мы решили обратиться к русской классике. И решили попробовать дать детям стихотворный текст. Казалось, что дети стихи запоминают легче и проще, но на практике это оказалось совсем не так. Многие слова в тексте Пушкина были ребятам непонятны, Никита терпеливо объяснял, выясняли, как сейчас, в современном русском языке, звучит то или иное слово. И дети достаточно быстро вжились в образы, поймали ритм и рифму, и им стало гораздо проще, страх забыть текст на сцене почти отступил. Говорю «почти», потому что такие ситуации происходят и с профессиональными артистами, это не редкость и не что-то исключительное.

Во второй постановке артисты уже сами стали предлагать какие-то решения, идеи. И Никита очень чутко их интегрировал в свой замысел. Детям нравится фантазировать, предлагать, искать вместе с Никитой, как лучше решить ту или иную сцену. Единственное, чего режиссёр категорически не разрешал детям делать — это менять авторский текст. Так что наших детей можно назвать полноценными соавторами постановки.

У вас в студии занимаются дети разных возрастов. Случаются ли конфликты?

Конфликты случаются только из-за последней конфеты! У нас есть традиция — она появилась ещё на первом спектакле благодаря сцене чаепития у Шляпника — репетиции заканчивать неформально, за чаем с печеньями и конфетами. Мы очень стараемся, чтобы у нас была семейная, домашняя атмосфера, это совсем по-другому сближает детей. Они очень сдружились, все общаются друг с другом, вместе играют, делятся школьными новостями и успехами. Даже иногда на каникулы ездят вместе. Поэтому если какие-то споры и случаются, то совсем несерьёзные и длятся они максимум пару минут. И — что самое главное — мирно заканчиваются без вмешательства взрослых.

Вы играете на разных площадках. Как выбираете новые локации? Где в ближайшее время можно увидеть ваши спектакли?

На самом деле, поиск площадки — это всегда самый непростой вопрос. Но со спектаклем «Колыбельная Пушкина» нам повезло: мы нашли замечательных и очень отзывчивых партнеров — Музей-театр «Булгаковский дом». И 17 декабря на их сцене показали свой спектакль уже в пятый, полу-юбилейный, раз. Дальше ребята отправятся на каникулы, в январе, после праздников, снова вернёмся к репетициям и будем планировать спектакль на февраль.

Как ваша студия помогает детям с ОВЗ?

Самые главные навыки, которые получают ребята в процессе репетиций — это навыки коммуникации, социализации. Они общаются с ровесниками, с детьми младше или старше, со взрослыми. Они чувствуют себя полноценными участниками общества. Они учатся взаимодействовать, отчасти учатся быть самостоятельными. Учатся чувствовать и понимать настроения других людей, как можно поступать в той или иной ситуации, как нельзя. А для некоторых это ещё и знакомство с их будущей профессией. Они начинают интересоваться театром, из чего складывается спектакль, какие ещё есть творческие профессии.

На фото — премьера спектакля «Колыбельная Пушкина» / пресс-служба

Кто из актёров работает с фондом? Какие программы помимо студии есть в вашем фонде?

Наш фонд еще очень молодой — в марте будет два года. Мы оказываем медицинскую помощь и помощь в покупке лекарств одиноким пожилым людям, ветеранам, домам престарелых. Помогаем взрослым и детям с тяжёлыми заболеваниями и инвалидностью. Регулярно проводим акцию «День донора» в пользу подопечных фонда «Подари жизнь». Это было особенно важно в пандемию, во время первого локдауна. Тогда была нехватка донорской крови.

У нашего фонда есть проект детской инклюзивной театральной студии «Сны Алисы» — так мы помогаем детям с ОВЗ. Есть несколько театральных проектов — музыкально-литературных композиций, в которых принимают участие известные артисты: Народная артистка России Александра Захарова, Народный артист России Евгений Князев, Заслуженный артист России Александр Олешко, Владимир Кошевой, музыканты Давид Ардуханян, Владислав Кожухин, Максим Пурыжинский, Евгений Румянцев, Влад Скандалли. Сбор от продажи билетов на эти спектакли перечисляется в пользу наших подопечных.

Ежедневно сталкиваясь с чужой болью, важно сохранять и свое психическое здоровье. Как вам это удается?

Нужно просто очень любить свое дело.

Author

Поделиться: