МУЗЕЙ МХАТ И РОЗА АЗОРА ОТКРЫВАЮТ В МУЗЕЕ СТАНИСЛАВСКОГО НОВОГОДНЮЮ ВЫСТАВКУ

Анастасия Павлова

С 10 декабря 2021 года по 22 января 2022 года в Доме-музее К.С. Станиславского будет проходить выставка «За синей птицей», которую представят Музей МХАТ и галерея Роза Азора. Она приурочена к 30-летию галереи. 

Кураторы экспозиции Елена Каменская, Наталья Сидорова и Любовь Шакс объединили историю новогодних праздников, пронизанных ожиданием чуда и сказочным настроением, с легендарной мхатовской историей мечты, помогающей поверить в себя и своё предназначение. 

На выставке будут представлены макеты, эскизы и фотографии знаменитых постановок зимних сказок «Снегурочка» (1900), «Синяя птица» (1908), «Двенадцать месяцев» (1948) и работы современных художников Дины Хайченко и Екатерины Рожковой.

Искусствовед Кира Долинина рассказывает о выставке: 
“По какому бы адресу ни оказалась московская галерея «Роза Азора», под Новый год она всегда готовит чудо. Вот уже больше двадцати лет ей в этом помогает петербургская художница Дина Хайченко, знающая о чудесах едва ли не больше всех. Новогодний проект в их исполнении сделан по рецепту всякого уважающего себя зимнего домашнего праздника, но каждый раз выходит далеко за эти рамки. Полумрак. Елка. Свет, желтый чайный цвет, еще раз свет. И конструкции и удивительного материала, изобретенного Хайченко (ручной выделки папье-маше из хлопковых волокон на проволочном каркасе), которые никогда не повторяют друг друга и могут обернуться кем угодно: от московских высоток до ширм, от рыбы на ножках до дирижаблей, от улитки-гиганта до рождественского вертепа. Образ последнего, пожалуй, наиболее внятно описывает пространства, создаваемые художницей – свет изнутри, локальный, освещающий лишь то, до чего дотягивается сам и до чего позволила ему дотянуться Дина, формирует сцену, кулисы, тайну, ожидание. 

В этом году «Роза Азора» и Театр соединились. Вторым автором рождественской феерии стала хорошо известная московским зрителям и завсегдатаям «Розы Азора» Катя Рожкова, для которой театрализация повседневности и, наоборот, поиски повседневного в театральном, выдуманном, «надуманном» мире есть суть и смысл искусства. Цокольный этаж Домамузея Станиславского – это «частное» пространство музея при МХАТе: палаты XVII века, сводчатые потолки, маленькие окна, комнаты, бывшие и жилыми коммунальными квартирами, и складами, и экспозиционными залами. Имя бывшего хозяина квартиры этажом выше ни к чему вроде не обязывает, но задает рамку, которую «Роза Азора» с удовольствием принимает как правила игры. Дина Хайченко нанесла на вымышленную карту Москвы «дома Станиславского»: дом Алексеевых на Таганке, дом у Красных ворот, фабрика Алексеевых по производству золотой канители на нынешней ул. Станиславского; театр Щукина в Саду «Эрмитаж», где сыграли первый спектакль нового театра, «Царя Федора Иоанновича» Алексея Толстого в 1898 году; московский цирк и Большой театр, куда захаживал будущий театральный гуру; переделанный Шехтелем театр в Камергерском; здание 1-й студии МХТ на Скобелевской. Ну и, конечно, не обошлось без ресторана «Славянский базар», обеду в котором мы обязаны созданием Художественного театра, и последнего адреса Станиславского в Леонтьевском пер. 6, в котором и проходит эта выставка. То ли сами дома в кукольном своем образе, то ли их макеты, светятся в навсегда вечерней тьме и зовут своих зрителей. Москва Хайченко куда как милее, спокойней, уютнее города за стенами Дома Станиславского, но праздно шатающимися гуляками в ней позволено быть и фигуркам из вымышленного кукольного театра Станиславского, и нам с вами. «Кукольные дома» – одна из почтеннейших традиций европейского декоративного искусства. И будет ошибкой считать их исключительно детской забавой. Свой расцвет они пережили в Золотом веке голландского искусства, в XVII столетии, когда эти «игрушки» достигали в высоту два человеческих роста, и представляли собой идеальный образ новой буржуазной цивилизации, в котором каждая вещь и каждый человек имеет свое, казалось, раз и навсегда определенное место. Время все перевернуло с ног на голову, но упорядоченный мир кукольных домов нет-нет, да заставит нас пожалеть о прекрасной ясности «детского» представления о земном и небесном.

Катя Рожкова и Дина Хайченко играют с нами в хитрую игру. «Женское» искусство, подчеркнутое рукоделие, домашний театр, куклы, костюмы персонажей
классических мхатовских спектаклей оборачиваются тут новогодним представлением и пронзительным разговором о прошлом и наших с ним отношениях. Тут все немного не такое, как кажется в начале. Театральные костюмы плоские и для ношения не приспособлены. Ватные фигурки пляшут танец ярких
цветов, тогда как дома все как один бело-желты. Кони Большого театра прорывают несуществующие вокруг них небеса. И все вместе складывается в один большой спектакль. Проводником в отнюдь не простой драматургии выставки стала «Синяя птица», великая постановка Станиславского, объединяющая все поколения московских детей, начиная с 1908 года, когда она была впервые показана. Этот спектакль описан многократно, тысячи раз он восхвалялся, но современники были к нему куда более критичны, чем их потомки. В «Синей птице» они увидели тот театр, которого испугались: вместо знаменитого уже «реализма» МХТ им представили репетировавшееся рекордно долгих полтора года “пиротехническое чудо”, в котором путаные «мысли Метерлинка» о жизни и смерти насильно вложили в невинные уста «деревенского десятилетнего мальчика». Воспламенивший Станиславского символизм оказался не по зубам серьезным господам театральным критикам прежде всего потому, что допускал во взрослый мир фантазии, доступные прежде всего детям. Это же делают сегодня художницы «Розы Азора» – чтобы принять их искусство, взрослые должны стать немного детьми, отпустить в себе как угрюмых реалистов, так и безудержных концептуалистов, войти в «черный кабинет» сцены вслед за великим жильцом этого дома и его героями. Лучше всего рассказать об этой выставке мог бы тот же Станиславский, объявивший труппе Художественного театра после читки этой более чем странной пьесы: «Прежде всего, нам надо передать на сцене непередаваемое. Мысли и предчувствия Метерлинка так неуловимы и нежны, что они могут не перелететь за рампу». Сказал и сделал ровно наоборот, так, чтобы эта черта была пересечена. По его словам, эта постановка должна быть «наивна, проста, легка, жизнерадостна, весела и призрачна, как детский сон; красива, как детская греза, и вместе с тем величава…». Он хотел «изобразить на сцене сон, мечту, предчувствие, сказку. Это кружевная работа».

Такое же кружево ассоциаций плетут Хайченко и Рожкова там, где, вроде бы, все проще простого. Но праздники вокруг Нового года – это всегда о смерти и рождении. О старом и новом, о тьме и свете, о взрослых и детях, которые дарят друг другу лучшее, что у них есть – реальность сказки. Птица небесного цвета живет в поймавших ее руках лишь секунду, но острое чувство счастья удержать в памяти мы вполне способны. Надо только научиться. «Синяя птица» нам в помощь – недаром была она, по определению, спектаклем рождественским, а Душой Света в ней была, конечно, Святая Дева (достаточно посмотреть на костюм этого персонажа, который все забывшие святого младенца советские годы оставался увенчанным обручем/нимбом). Сегодня про Рождество можно, а про надежду и обновление так и вовсе очень-очень надо. Новый год для этого едва ли не идеальное время.”

Екатерина Рожкова окончила Московскую Среднюю художественную школу при институте им. Сурикова и постановочный факультет ВГИКа (мастерская В. А. Богданова), стажировалась в Национальной академии изобразительных искусств г. Токио, Япония. Её работы хранятся в Новосибирском государственном художественном музее, Сургутской картинной галерее, Музее современного искусства в Москве, а также в частных коллекциях. 

Дина Хайченко окончила Санкт-Петербургскую театральную академию. Её работы можно увидеть в коллекциях Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Музее игрушек и Музее хлеба в Санкт-Петербурге, The Design Gallery, Galleries Municipal Cultural Centre в Финляндии, а также в частных коллекциях в России и Франции.

Author

Поделиться: