ФЕСТИВАЛЬ «ЭКОТОПИЯ» ПОДВЁЛ ИТОГИ

Анастасия Павлова

На фото — спектакль Марии Сапижак Eco To Go © соцсети спектакля

В этом году в Петербурге на Новой сцене Александринского театра впервые провели Фестиваль зелёного театра «Экотопия: Экология/Действия».

Фестиваль проходил в несколько этапов. С 15 августа по 20 сентября на опен-колле региональных режиссёров выбрали шестерых участников театральной лаборатории. С 20 сентября по 15 ноября были сформированы шесть команд, состоящих из актёров, танцовщиков и перформеров, которые с 17 по 25 ноября работали над эскизами. 

Всего кураторы проекта: режиссёр Мария Сапижак, драматург Алина Шклярская, художник Анастасия Лепинская и хореограф Анна Буданова, — отсмотрели 120 заявок из более чем 30 регионов России, несколько заявок пришло из-за рубежа. 

В программу лаборатории вошло 6 заявок. В проекте «Их голоса» Марина Бурдинская (СПб/Владивосток) даёт голос животным Приморья, которые расскажут зрителям о своей жизни по соседству с людьми и смерти от этого соседства. Татьяна Правдина из Челябинска готовит эскиз антиутопии «Чистомэн», основанной на биографии реально существующего челябинского «супергероя» — экоактивиста. Ольга Пыжова из Москвы работает с документальной пьесой «Золото» о семье, живущей в эпицентре экологической катастрофы, отравляющей всё вокруг. В основе эскиза Ярославии Калесидис (Екатеринбург) – пьеса «Йойк о Сампо» – детская и недетская история о саамах и том, как изменилась жизнь этого малого народа в эпоху антропоцена. Дмитрий Лимбос из Тюмени инициирует, по сути, лабораторию внутри лаборатории с целью онтологического исследования темы мусора, и вместе с командой стремится создать кросс-жанровое действо «Вы точно не мусор?». А тандем Татьяны Ра и Татьяны Мищенко (СПб/Москва) с ропот-оперой «Рассерженные вещи» делают субъектом предметы одежды, которые становятся перформерами наравне с людьми.

«Уже на этапе отбора заявок и формирования шорт-листа мы приняли решение помимо непосредственно лабораторных проектов реализовать еще и параллельную программу из тех заявок, которые показались нам интересными для размещения в фойе Новой Сцены Александринского театра – это несколько перформансов и инсталляций. Так что программа фестиваля сама собой расширилась в пространственном и жанровом смысле», — поделилась с нашим изданием Мария Сапижак. 

Финальный этап прошёл с 26 по 28 ноября на Новой сцене Александринского театра.

В афишу фестиваля вошли четыре спектакля.

Лауреат «Золотой Маски», хореограф Алексей Нарутто представит танцевальную постановку «Чёрное небо».

Перформанс размышляет о феномене «чёрного неба» как в локальном, так и в глобальном формате. «Чёрное небо» — явление, возникающее в различных промышленных центрах и центрах экологических катастроф (пожаров). Как отмечает постановщик, эти два фактора пересекаются в Красноярске. В процессе работы были собраны интервью у жителей города и тех, кто его покинул. «При создании движенческого кода я опирался на собранные интервью», — говорит Алексей Нарутто.

В процессе работы с документальным материалом были сформированы темы спектакля: групповое тело и его деятельность, культ производства и, как следствие, процесс «выгорания» и разрушения, девиантность, объективация тела, природы, различного рода травмы, как личные, так и групповые.

Вместе с хореографом над постановкой работали драматург Андрей Жиганов и композитор Кира Вайнштейн.

Спектакль был показан на фестивале «Брусфест».

Выпускник мастерской Вениамина Фильштинского в РГИСИ, основатель инклюзивного проекта «Театр своими руками», режиссёр Пётр Чижов покажет экологическую сказку «Пакетик, который хотел быть нужным». Как говорится на сайте фонда «Альма Матер», это наивная история в жанре «Recycling Drama» о путешествии полиэтиленового пакетика в поисках чудесного острова, где можно переродиться. Над проектом работали драматург Гуля Насырова и композитор Даниил Посаженникова.

Режиссёр Мария Сапижак подготовила спектакль-конструктор «ECO TO GO», который исследует, с какими сложностями и препятствиями сталкиваются люди, которые пытаются быть экологичными в разной степени вовлеченности. Текст для него написала Алина Шклярская, художником стала Елена Соколова.

Режиссёр кукольных спектаклей Анастасия Лепинская вместе с композитором Яном Клуви представит постановку «Тяутиль и Мяутиль», сделанный при поддержке объединения кукольников «МОЛОКО».

Также в ноябре была представлена образовательная программа, в которой принял участие музей Религии в Санкт-Петербурге (лекция «Сакральная экология»). В рамках программы свои мастер-классы провели Алина Шклярская и Дарья Болдырева — «Эко-читка»; Алина Шклярская и Мария Сапижак — «Об экологии средствами театра»; Олег Жуковский — «Экология тела и отношений»; Анна Буданова — «Физическое тело».

С 26 по 28 ноября на Новой Сцене Александринского театра показали 4 спектакля основной программы и 6 спектаклей work-in-progress лаборатории Фестиваля, включая три детских постановки; 3 перформанса и инсталляции параллельной программы,а также провели 3 дискуссии с экспертами в области театра и экологии и асмр-лекцию. 

Всего в фестивале приняло участие 130 человек, зрителями фестивальной и образовательной программы стали 800 человек, к онлайн-трансляциям подключились 20000 человек. 

 

Author

Поделиться: