ХАМАТОВА И МИРОНОВ СЫГРАЮТ ЗАГЛАВНЫЕ РОЛИ В СПЕКТАКЛЕ РОБЕРА ЛЕПАЖА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В ТЕАТРЕ НАЦИЙ

Анастасия Павлова

Фото © сайт театра

С 9 по 11 декабря на основной сцене Театра Наций пройдут премьерные показы спектакля «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова в постановке знаменитого канадского режиссёра Робера Лепажа. В главных ролях — Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Виктор Вержбицкий, Андрей Смоляков и Дмитрий Сердюк.

«Роман «Мастер и Маргарита» — это одновременно история любви, политическая и социальная сатира, пародийная комедия и фантастическая сказка. Это крупнейшее произведение русской литературы и по сегодняшний день остается манифестом, осуждающим конформизм и пропагандирующим творческую свободу, — говорит Робер Лепаж. — Для театрального режиссёра приспособить этот литературный памятник к сцене — более, чем вызов. Это реальная опасность, риск без полумер, который приводит только к выходу за рамки привычного, поиску новаторских решений и взлому традиционных кодов повествования

В произведении Михаила Булгакова три романа. Есть история Пилата и Христа, есть Маргарита и Мастер с их реалистичной жизнью, и есть магический, невероятный мир Воланда и его свиты. Три уровня, три типа персонажей. В постановке я выделяю линию самих Мастера и Маргариты, потому что они являются векторами, которые в результате вбирают в себя все истории. Мастер приносит с собой историю Пилата и Христа, а Маргарита существует в контакте с Воландом, в некотором роде с запретным миром, миром магии. И когда они встречаются, они соединяют эти миры, эти романы, они сплетают их воедино».

Это вторая работа Лепажа в Театре Наций. Его «Гамлет|Коллаж», в котором Евгений Миронов исполнил все роли шекспировской трагедии, был выпущен в 2013 году. Спустя два года Робер Лепаж принял предложение художественного руководителя Театра Наций поставить спектакль по культовому роману Булгакова и придумал ход, при котором драматический театр соединяется с технологиями иллюзионных представлений.

Как рассказали в пресс-службе, для спектакля «Мастер и Маргарита» канадскими специалистами была спроектирована сложная машинерия, из-за которой пришлось поднять планшет сцены Театра Наций на 60 сантиметров. Создание дополнительного пространства необходимо для выполнения некоторых спецэффектов, а также для быстрого перемещения механиков сцены. Помимо сложной системы проекций в спектакле задействованы классические театральные трюки первой половины XX века.

В создании образов персонажей использовались новейшие технологии: многослойные аппликации по ткани, множество силиконовых деталей и встроенные механические устройства. Чтобы добиться реалистичной фактуры тканей конца 1920-х годов, были привлечены специалисты киноконцерна «Мосфильм».

Из-за пандемии коронавируса работа над спектаклем «Мастер и Маргарита» поделилась на две части. В декабре 2019 года артисты и техническая команда провели первые репетиции в Квебеке на базе многопрофильной творческой компании Робера Лепажа Ex Machina, в июне 2021 года работа продолжилась в дистанционном режиме, а с ноября — на сцене Театра Наций.

Над спектаклем работали: сценограф Женевьев Лизотт, композитор Людовик Боннье, видеохудожник Луи-Робер Бушар, медиахудожник Лука Дюбе-Кантен, художник по свету Лоран Рутье, художник по костюмам Виктория Севрюкова, художник по гриму Анна Никулина. 

В остальных ролях заняты: Роман Шаляпин, Александр Новин, Наталья Павленкова, Владимир Калисанов, Виталий Коваленко, Леонид Тимцуник, Гурген Цатурян, Наталья Ноздрина, Виктория Проценко, Михаил Попов, Виталий Довгалюк.

Робер Лепаж — канадский режиссёр театра и кино, драматург, актёр, основатель и художественный руководитель многопрофильной творческой компании Ex Machina. Среди его наиболее значительных работ постановки «Семь притоков реки Ота», «Липсинк» и «Трилогия драконов»; моноспектакли «Обратная сторона луны» и «887»; оперы «Осуждение Фауста» и вагнеровский цикл «Кольцо нибелунга»; мультимедийные работы «Мельница изображений» и «Ночь в библиотеке»; шоу Питера Гэбриэла The Secret World Tour и Growing Up Tour, а также постановки Цирка дю Солей KÀ и TOTEM.

Author

Поделиться: