МХАТОВСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТЕАТРЕ-СТУДИИ «СОВРЕМЕННИК» (1956-1964). ЧАСТЬ 7

Полина Афиногенова

Начинается новый театральный сезон, а вместе с ним возвращается и наша историческая рубрика. Сегодня мы завершаем наш рассказ о возникновении и становлении Театра «Современник». 

Заключение

 Театр-студия на Поварской, созданный по инициативе К.С. Станиславского при Московском Художественном театре в 1905 году стал первым примером особого рода театральной институции. Эта экспериментальная лаборатория, названная В. Мейерхольдом «театральной студией», позволяла без ущерба для деятельности самого театра и без особых для него рисков вести поиски новых художественных средств и приемов. Студия на Поварской положила начало феномену мхатовской студийности.

Первая студия, родившаяся в 1912 году, унаследовала основные принципы организационной структуры своей предшественницы, впрочем, едва наметившие за время недолгого ее существования, позволявшие сочетать учебные, экспериментальные и творческие задачи. Однако основной ее целью – в противовес локальному мейерхольдовскому поиску нового театрального языка – стала апробация и развитие открытий системы К.Станиславского. Специфика студии, напрямую связанная с личностными качествами ее лидера Л. Сулержицкого, а также изучение молодыми студийцами новой актерской методологии, одним из существенных первоэлементов которой была этическая составляющая, способствовали формированию особого явления – студийной этики. Другой, не менее важной для МХТ целью открытия студии, стало воспитание молодого поколения талантливых артистов, способных в скором будущем обновить состав мхатовской труппы. Но, довольно быстро сложившись в крепкий, цельный и самостоятельный организм, студия пошла по пути превращения в независимый театр.

Первая студия стала бесценным образцом для последующих театральных студийных опытов, предпринятых прежде всего в зоне влияния самого МХТ/МХАТа. С середины 1900-х годов по ее образу и подобию вокруг театра сложилась целая система студий, причем, каждая из них имела собственную задачу и свой неповторимый путь. Вторая студия была прежде всего учебным заведением для воспитания молодых актеров для пополнения труппы, Третья же изначально создавалась Е. Вахтанговым за пределами метрополии и лишь позже была принята под эгиду Художественного театра. Создание Четвертой студии носило вполне прагматичный характер – она возникла из всплеска демократических революционных настроений силами группы мхатовцев для показа спектаклей в районных домах культуры и довольно скоро разорвала связи с метрополией. Родство же всех студий Художественного театра заключалось в несколько варьирующихся, но сходных организационных принципах их функционирования – в совмещении учебных, воспитательных и театральных задач, в еще более тесной этической, эстетической и личностной связи между руководителями и студийцами, чем это было в самом Художественном театре.

Театр-студия «Современник» наследовала этой мхатовской традиции, возникнув с очевидной оглядкой на опыты студий-предшественниц, главным примером из которых, безусловно, была Первая студия. Это прослеживается в стремлении развивать искусство Художественного театра, в увлечении О. Ефремова и его единомышленников системой К. С. Станиславского. Кроме того молодой «Современник» также опирался на принципы студийной этики и наличие программной темы, рассматривая вслед за Сулержицким свою деятельность как стимул для самих артистов и их зрителей к нравственному самосовершенствованию с помощью нового театрального языка, порожденного правдой жизни.

Театр-студия «Современник» стал постепенно оформляться в тип профессиональной театральной организации. Вскоре студийцы осознали, что период ученичества и молодежного энтузиазма закончился, что на фоне изменившейся эпохи утрачена значительная часть программных идей коллектива. В 1964 году на общем собрании труппы современниковцы приняли решение отказаться от декларируемых ранее студийных принципов, так «Современник» стал театром.

Феномен театральной студийности распространился и за пределы нашей страны, он до сих пор важен для развития театрального процесса. Студии продолжают возникать и в ареале самого Художественного театра теперь уже как выходцы из стен Школы-студии МХАТ. Яркими художественными явлениями стала «Седьмая студия» К.Серебренникова, актерские объединения «Мастерская Брусникина» и «Июльансамбль» под руководством В. Рыжакова. Разумеется, в современной театральной ситуации студийные начала, сохранив свои родовые черты, подверглись некоторой модификации, и молодые коллективы, возглавляемые учителями, зачастую приобретают специфику проектного театра. Но процесс развития студийного движения второй половины ХХ – начала ХХI века, несомненно, требует отдельного изучения, и автор намерен продолжить работу над этой весьма интересной и важной для истории отечественного театра темой в дальнейшем.

Author

Поделиться: