В НОВОЙ ОПЕРЕ ПРОЙДЁТ ПЕРВАЯ DANCE РЕЗИДЕНЦИЯ

На фото — сцена из спектакля «Весна священная» © Дамир Юсупов / Новая опера

Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова станет постоянной площадкой для современного танца: совместно с фондом Mart театр представляет новый ежегодный проект – Dance резиденция.

Проект открывает один из самых успешных и титулованных российских коллективов, труппа с мировой известностью – Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» под руководством Татьяны Багановой. С 24 ноября по 5 декабря 2021 года на сцене Новой Оперы танцевальный коллектив покажет свои важнейшие спектакли. Dance резиденция стартует с возрождения легендарной постановки – «Весны священной» И.Ф. Стравинского.

«Провинциальные танцы» – один из первых авангардных коллективов постсоветской России, он стал первопроходцем в жанре современного танца, сформировал и закрепил это понятие в культурном пространстве нашей страны. Сегодня это театр-достояние, театр-бренд, имеющий международную конвертацию, он пользуется авторитетом в общероссийской и мировой профессиональной среде самого высокого уровня: об этом свидетельствуют многочисленные награды театра, его участие в международных фестивалях в России и за ее пределами.

Первая Dance резиденция в Новой Опере откроется 24 и 25 ноября возрождением знаковой постановки Татьяны Багановой – «Весны священной» И.Ф. Стравинского. Премьера состоялась в Большом театре России на фестивале «Век “Весны священной” – век модернизма» (2013). Изначально открывать проект планировалось новым спектаклем, ставить который был приглашен британский хореограф и режиссёр Уэйн Макгрегор, но он в последний момент отказался. Татьяна Баганова смело приняла «вызов»: создала авторскую версию балета в сжатые сроки – за шесть недель, не побоявшись поставить свою «Весну священную» в один ряд с великими творениями Вацлава Нижинского (1913), Мориса Бежара (1959) и Пины Бауш (1975). Она представила принципиально новый взгляд на это произведение, «концептуальный балет-инсталляцию». Спектакль стал лауреатом премии «Золотая Маска» («Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшая работа художника», 2014).

Художник-постановщик спектакля в Большом театре и его реновации в Новой Опере – Александр Шишкин, известный петербургский художник и сценограф, неоднократный лауреат премии «Золотая Маска», один из экспонентов павильона России на Венецианской биеннале (2019). В 2021 году вместе с Татьяной Багановой над партитурой Стравинского будет работать главный дирижер – музыкальный руководитель театра Новая Опера Валентин Урюпин.

В паре с «Весной священной» «Провинциальные танцы» представят ещё одно произведение И.Ф. Стравинского – «Свадебку». Этот спектакль в постановке Татьяны Багановой был создан в 1999 году, в 2000 он получил «Золотую Маску» и был назван «первым культовым спектаклем в новом российском танце». Сам композитор обозначил это произведение как «Русские хореографические сцены с пением и музыкой». Литературная основа сюжета в версии хореографа – древний обряд, суть которого: жених собственноручно обрезает кинжалом косу, символ женской красоты. Зритель наблюдает процесс знакомства, сватовства, подготовки к священному ритуалу и обрезание косы. В 2019 спектакль был возвращен в репертуар театра «Провинциальные танцы» в новой версии: с обновленной хореографией, сценографией и костюмами.

Особое событие программы Dance резиденции – спектакль «Синяя Борода», премьера 2021 года. Постановка создана по заказу American Dance Festival. Выбирая в качестве отправной точки «Синюю Бороду», но не опираясь на трактовку Шарля Перро, Татьяна Баганова обращается к тексту «Синебрадый возлюбленный» американской писательницы и драматурга Джойс Кэрол Оутс. Ее постмодернистская версия всем известного сюжета сказки-притчи – размышление о границах, доверии, власти, любви. Над спектаклем работала интернациональная команда: композитор Рио Вольта (Швейцария), танцовщик Чарльз Слендер-Уайт и художник по свету Дэвид Фэрри (США). Костюмы создал российский дизайнер Юрий Помелов, а художник-постановщик Александр Полагаев завершал свою работу над спектаклем удаленно, находясь на Кипре. Необычно, что Чарльз Слендер-Уайт присутствовал в постановке виртуально – танцевал свою партию в режиме реального времени, находясь в Сан-Франциско.

В Dance резиденцию вошли признанные спектакли «Провинциальных танцев». «Приключения сапожника Петра» – спектакль-моралите для всей семьи, созданный в период самоизоляции. Это своего рода сериал, где главный персонаж – апостол Пётр, спустившийся на землю в образе сапожника. Спектакль Sepia по мотивам романа японского писателя Кобо Абэ «Женщина в песках». Он был поставлен в США по заказу American Danсe Festival в рамках программы «Интернациональные хореографы». Песок в этой постановке диктует ритм, атмосферу, хореографию и образы, становится главным действующим лицом спектакля, местом обитания персонажей. «Девушка с фарфоровыми глазами» – философская транскрипция балета «Коппелия».

Программа первой резиденции, которую представит театр Новая Опера совместно с фондом Mart, позволит проследить путь хореографа и ее коллектива в течение 30 лет, понять и почувствовать, как менялся почерк Татьяны Багановой, становясь все более минималистическим, жестким, обобщающим.

Подробнее о программе можно узнать на сайте театра. 

%d такие блоггеры, как: