7 ВЫСТАВОК СЕНТЯБРЯ: ОТ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ САРЫ МУН ДО ТЕАТРА ВРЕМЁН ЕКАТЕРИНЫ II

Анастасия Павлова

Сентябрь уже вступил в свои права, ожила театральная жизнь, активнее стала и выставочная деятельность. Наш музейный эксперт Анна Оконова выбрала семь самых интересных экспозиций, которые открываются в этом месяце.

САРА МУН «ОДНАЖДЫ ГДЕ-ТО, НО НЕ ЗДЕСЬ…»

МАММ

31.08.21 – 15.11.21

Новая выставка «Однажды где-то, но не здесь…», представляемая музеем в юбилейный год, является своеобразным конспектом творчества замечательного французского фотографа и видеохудожника. В выставку вошли знаковые работы автора, демонстрирующие все многообразие ее творчества: портреты, фотографии моды, серия «Цирк», портреты животных, несколько проектов по классическим сказкам Андерсена, натюрморты, пейзажи, индустриальные съемки последних лет и др.

Произведения Сары Мун — визуальная поэзия. «Я отправляюсь куда-то за пределы своей повседневной жизни, за пределы самой себя — и путешествую по этой новой земле, лишенной всяких ориентиров, — говорит Сара Мун. — Иду вперед, назад — во все стороны — теряя равновесие — в странном, смешанном с тревогой возбуждении — потерянная, но существующая — захваченная тем, что здесь вижу. Необъяснимое опьянение вызывают эти бесконечные скитания среди правды и фальши — или, возможно, между Реальным и Воображаемым — я хочу застать то мгновение, которое преобразует все освещение — когда это наконец случится — всего на секунду — оно позволит мне пройти в зазеркалье — и тогда — только тогда я смогу ощутить, что нахожусь внутри того мира, который сделала своим. В фотографии».

ДЖЕФФ КОУЭН. ФОТОГРАФИИ 

ММОМА

01.09.21 – 24.10.21

 ММОМА совместно с MAP Collection, Эриком Шлоссером и галереей Майкла Вернера представляют первую в России персональную выставку американского фотографа Джеффа Коуэна.

Проект включает более 170 отобранных работ автора — размытые, туманные кадры, абстрактные коллажи, сумеречные пейзажи, которые проливают свет на творчество Коуэна. Разработав собственные принципы и техники работы с материальной поверхностью снимка, Коуэн с непреклонным эстетизмом заново обращается к археологии онейрического, к теневым образам потусторонних пространств, руины и миража.

ПЕРВОЦВЕТ. РАННИЙ ЦВЕТ В РОССИЙСКОЙ ФОТОГРАФИИ. 1860—1970-Е ГОДЫ

ММОМА

02.09.21 – 15.11.21

 Выставка с метафорическим названием «Первоцвет» (“Primrose”), демонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860-1970-е годы и одновременно является историей России в фотографии. На примерах работ как классиков российской фотографии: П. Павлова, К. Бергамаско, А. Эйхенвальда, А. Родченко, В. Микоши, Г. Петрусова, Д. Бальтерманца, Б. Михайлова и др., так и неизвестных авторов – можно проследить, как в течение столетия менялась жизнь в стране, пережившей исторические и социально-политические катастрофы, и какую разную роль в течение этого периода играла фотография.

ОБРАЗЫ СВЯТЫНЬ. МЕККА И МЕДИНА В ПАМЯТНИКАХ ИСЛАМСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

МУЗЕЙ ВОСТОКА

10.09.2021 – 17.10.2021

Государственный музей Востока представляет выставку «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства».

На выставке будут представлены не известные ранее миниатюры исламских рукописей XVIII–XIX вв. из коллекций Москвы, Казани, Новосибирска и Ялты, а также татарские, индийские и пакистанские шамаили с изображением Мекки и Медины из коллекции Музея Востока, казанских собраний и коллекции Фонда Марджани. Всего будет представлено около сорока предметов.

ТОМАС ДЕМАНД. ЗЕРКАЛО БЕЗ ПАМЯТИ

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ»

10.09.2021 – 30.01.2022

 Музей современного искусства «Гараж» представляет первую в России выставку немецкого художника Томаса Деманда — одного из самых значимых фотографов последних десятилетий. Заимствуя изображения тех или иных событий из прессы и других источников (или организуя технические съемки), Деманд воспроизводит эти сцены в реальном масштабе из картона и бумаги, делая фактически скульптуры, после чего фотографирует их, а затем разрушает.

Выставка «Зеркало без памяти» состоит из нескольких фрагментов и распространяется на два этажа Музея. Первый этаж посвящен осмыслению идей макетности и модели, которые являются фактически альфой и омегой искусства Деманда. Через взаимодействие с архитекторами (японским бюро SANAA и британско-швейцарским бюро Caruso St John) Деманд всесторонне тематизирует модель, ее жизненные циклы, внутреннюю динамику, режимы синхронизации с физической реальностью и т. д. На втором этаже эта диалоговая энергия приобретает другие очертания, и первое, что видит зритель, поднимаясь по лестницам, — подвесные конструкции-кинотеатры, где показываются фильмы немецкого режиссера, писателя, продюсера, автора телевизионных передач, общественного деятеля и идеолога нового немецкого кино Александра Клуге. Эти кинопавильоны, спроектированные Демандом, — парящие модели, отдаленно отсылающие к конструктивистскому формообразованию. В свою очередь фильмы Клуге являются видеопродолжениями или видеоинтерпретациями трех работ Деманда, представленных на выставке: «Хранилище», «Пять глобусов», «Руина».

ЕВА ШОРИНА. RE-ENCHANTMENT 

MUXA GALLERY

18.09.21 – 22.10.21

В шоуруме искусства “Муха” откроется персональный проект Евы Шориной “Re-enchantment”. Это будет первая выставка в новом пространстве Максима Фарготофа, также известного по проекту багетной мастерской «Room 34». В экспозицию будут включено около 45 графических работ из четырех проектов, написанных в период с 2015 по 2021 год. Серия “Бытовой графики” ведет к первым шагам к уникальной технике написания работ, “Волновые эффекты” раскрывают серийность и взаимодействие отдельных работ друг с другом, “Gnosis” — отсылает к медитативным и духовным практикам, а сам” Re-Enchantment” — попытка понять и “заколдовать” все вокруг. Максим Фарготоф о выборе проекта: “Конструкция образов в тонкой графике у Евы превращает простое разглядывание работ в философскую медитацию над образами. Это искусство, которое при каждом приближении может рассказать новую историю или подкинуть новый нарратив для размышлений. Техника Евы переносит работу с шариковыми ручками на новый уровень, который до этого, как казалось, находился в выжженном поле.” Дмитрий Янчогло, независимый куратор: “Ева не просто воспроизводит изображение из интернета, стремясь к отточенности. Она старается перенести в поле графики и живописи технические возможности фотографии. Благодаря этому появляются композиции, в которых одни формы накладываются на другие или складываются в причудливый коллаж”.

На фото — Ингеборга Дапкунайте на съёмках VR-спектакля в музее «Царицыно» © пресс-служба музея-заповедника «Царицыно»

ТЕАТРОКРАТИЯ. ЕКАТЕРИНА II И ОПЕРА

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ЦАРИЦЫНО»

19.09.21 — 09.01.22

«Театрократия. Екатерина II и опера» – совместный проект музея-заповедника «Царицыно», Благотворительного фонда Владимира Потанина, Фестиваля «Золотая Маска», фестиваля «Территория» и Московского театра «Новая опера». 

Определение «Театрократия», придуманное в начале XX века Николаем Евреиновым для русского XVIII века, связано с всепроникающей властью театра, способностью видеть театральность во всём происходящем и стремлением упорядочить жизнь в соответствии со сценическими законами.

В экспозиции будут представлены уникальные предметы из двадцати семи российских музеев – работы придворных театральных декораторов Екатерины II, оригинальные проекты самых известных театров эпохи, автографы написанных рукой императрицы либретто опер, бутафория, осветительные приборы и предметы театральных интерьеров, оригинальные и восстановленные театральные машины из коллекции Петра Айду, старинные музыкальные инструменты, а также подлинный костюм из гардероба князя Григория Потёмкина, который в середине XIX века был передан в Мариинский театр и «прослужил» там в качестве оперного реквизита до 1970-х годов. Как отметила куратор выставочной программы, для любого музея расстаться с подобными раритетами – дело почти невозможное. 

Сюжет и архитектуру выставки, которые включают несколько разделов, в частности, «Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом», придумал Алексей Трегубов. Зрители окажутся «за кулисами» театра Екатерины II, а в финале экспозиции увидят VR-спектакль, поставленный Михаилом Патласовым. 

Author

Поделиться: