ЕЛЕНА ПЕТРИКОВА: «ДЛЯ ЦИРКА ОЧЕНЬ ВАЖНО ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ, НО НЕ ЗАБЫВАТЬ СВОИ ТРАДИЦИИ»

Елена Петрикова – потомственная цирковая артистка, долгое время проработавшая в «Цирке братьев Запашных» и Большом московском цирке, где занимала пост заместителя художественного руководителя и была исполнительным продюсером Всемирного циркового фестиваля «Идол». В июне её назначили главным режиссёром Росгосцирка. О том, что изменится в компании, о творческих планах и новых высотах в профессии она рассказала нашему изданию.

Мы знаем тебя как прекрасную артистку, которая несмотря на боязнь высоты эту самую высоту неизменно берёт. Сейчас – преодолена очередная высота. Не страшно в кресле главного режиссёра Росгосцирка?

Не могу сказать, что это совсем незнакомая мне работа. По идее, то, чем я занималась ранее на посту заместителя художественного руководителя Большого московского цирка и исполнительного продюсера фестиваля «Идол» очень сходная деятельность.

В Росгосцирке, конечно, совсем другие объёмы. В моём ведении все цирки страны. Первый месяц было очень сложно, несмотря на то что я знаю многих артистов, директоров – но вникать во все документы было непросто. Сейчас я уже во многом разобралась, и не так страшно, как было в первые дни.

Я совсем не жалею, что ушла из артистов, всегда интересно осваивать что-то новое. А у нас, к тому же, очень хорошая команда, настроенная на работу.

Придя в Росгосцирк, я стала ещё и исполнительным продюсером Всемирного фестиваля «Принцесса цирка», который, мы надеемся, пройдёт в этом году Саратове с 18 по 24 октября. Сейчас идёт активная подготовка, до 15 августа мы собираем заявки, есть уже утверждённые номера, но говорить о программе пока рано. Многие страны готовы пойти нам навстречу, и мы очень хотим верить, что сможем привезти всех артистов, которые пройдут отбор. Участниками его станут самые яркие, красивые, сильные девушки со всего мира.

У тебя в ведении 37 стационарных цирков, а это минимум 30 программ…

Да, я занимаюсь всем, что касается творческого процесса: артистический состав, репетиции, временные простои, творческие заявки как отдельных номеров, так и целых коллективов. Огромное количество времени занимает работа с документацией…

Что изменится в процессе отбора творческих заявок, приёма артистов в систему Росгосцирка?

Мы планируем разработать «Положение о режиссёрских заявках». В компании сейчас отсутствует режиссёрский штат – нет необходимости. Мы будем приглашать режиссёров на конкретные постановки. 

Само «Положение» будет размещено на сайте, там же мы будем выставлять предложения о постановке отдельных номеров.

Свои силы могут пробовать только цирковые режиссёры?

Мы будем принимать заявки ото всех желающих. Конечно, при наличии обязательного профильного образования. Всё будет зависеть от запроса, самой заявки. Но, как показывает практика, театральные режиссёры не всегда хорошо интегрируются в цирк. У нас немного другая специфика. На первом месте в цирке – трюк. Для театрального режиссёра главное – драматическая составляющая. А это не совсем верно в цирке. Трюковая и драматическая часть номера или спектакля должны быть равноценны. Я не буду называть фамилии, но у есть несколько цирковых постановок, сделанных театральными режиссёрами, которые привели к тому, что мы чуть не расформировали номера, потому что артисты в трюковом плане не делали ничего. Когда после просмотра мы задавали вопрос, почему  у номера такая слабая трюковая часть в номере, оказывалось, что таково было  требование режиссёра. Тогда мы просили показать полную версию номера, и бывали приятно удивлены тем, что он на самом деле сильный. А режиссёр едва не «убил» и номер, и артистов постановкой. Но есть и хорошие работы, конечно. Все очень индивидуально.

РФ, СПб, Цирк Чинизелли, 22 сентября 2017 года. Цирковая постановка Братьев Запашных.

Правильно я понимаю, что с командой театральных режиссёров, которая была до Вас, продолжать работу не планируете?

Скорее всего, нет.

Как распределяются коллективы на гастроли?

Формированием гастролей у нас занимается целый отдел. Существует определённая система, состоящая как из уже сформировавшихся коллективов, среди которых, например, коллективы продюсерского центра Гии Эрадзе, Андрея Дементьева-Корнилова, «Цирка на воде» или «Звездного круиза» (этот коллектив был создан на базе одного из курсов ГУЦЭИ); а есть программы, где меняются номера. Я хочу сделать так, чтобы у нас не было одиночных номеров. В планах — сформировать коллективы из отдельных номеров и объединить единым стилем. Зрители хотят видеть именно цирковой спектакль и даже если, это сборная история, лучше, чтобы это был специально поставленный дивертисмент.

Мы работаем в этом направлении. Уже есть проект на этот год, и два — на следующий.

В Росгосцирке существует художественно-экспертный совет. Я так понимаю, это не новообразование…

Конечно, такая структура существовала всегда, но он никогда не был таким большим. Сейчас в него входит порядка 40 человек, среди них артисты Росгосцирка, Большого московского, Никулинского цирков, это признанные мастера всех жанров; директора и прокатчики. Номера мы отсматриваем все вместе. Такая разветвлённая структура нужна, чтобы избежать вкусовщины и панибратства, чтобы все было честно и прозрачно.

Критерии оценки номеров какие?

В первую очередь, трюковая составляющая, конечно, внешний вид артиста, художественная составляющая, целостность. Если номер, предположим, очень сильный по трюковой части, но безобразный с художественной точки зрения, то мы формируем творческую группу – даем режиссера, балетмейстера, композитора – чтобы переоформить его. Сейчас в работе несколько таких номеров.

Цирк с каждым годом становится все сложнее и в трюковой, и в эмоциональной, и в художественной части. Как не только удержать планку, но и сделать так, чтобы переломить негативное впечатление зрителей о цирке, как сделать так, чтобы зрители бегом бежали на программы?

Для цирка очень важно идти в ногу со временем, но не забывать свои традиции. Главная традиция русского цирка – работа с животными. Не секрет, что радикальные зоозащитные организации активно выступают против использования животных в цирках. Нам важно создать максимально прозрачную и открытую систему, чтобы никто не мог упрекнуть нас в плохом обращении с животными. Разработана система лицензирования, новые нормы содержания животных. Мы строим новые комфортные для зверей помещения и вольеры.

Строгий отбор коснётся и тех номеров, которые давно существуют в системе Росгосцирка?

Да, нас ждёт много работы. Номера, которые давно существуют, но не меняются будет предложено усилить – и в трюковом, и в художественном отношении. Будем формировать творческие группы для этих целей. 

Как планируете создавать положительный имидж российского цирка? Будут ли какие-то коллаборации с музеями? Другими индустриями?

Идей много. Хочу сделать коллаборацию с индустрией моды. Сейчас как раз работаю над концепцией. Мы обсуждали это с моими знакомыми дизайнерами, их эта идея заинтересовала. В планах снять необычные ролики о цирке — показать его с другого ракурса, встроить цирк в повседневную жизнь, потому что он может существовать в любом пространстве.  Мы хотим использовать киноприёмы для съёмки цирка. Видео будет размещаться на разных интернет-площадках.

Хотим организовать выставку цирковых фотографий. В ней очень хочется показать особенные моменты цирковой жизни, уникальность трюка… Тоже пока ведем переговоры с разными цирковыми фотографами, будут, конечно, фотографии уже всемирно известного циркового фотографа Лены Бледных.

Очень хочется развеять миф, что цирк только для детей – он и для детей, в том числе. Кстати, мы готовим спецпроект для малышей, которым сложно смотреть большую программу. Это уникальный формат – спектакли будут идти в среднем час (2 отделения по 20 минут и антракт), но это будет полноценная цирковая постановка.

Фотографии предоставлены пресс-службой Росгосцирка

 

%d такие блоггеры, как: