ВЫСТАВКИ АВГУСТА: ГОЙЯ, ДАЛИ, СОВЕТСКИЕ ПЛАКАТЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ.

Анастасия Павлова

 В августе ещё можно успеть увидеть гравюры Франсиско Гойи и Сальвадора Дали, джентльменов Итона, советские киноплакаты, а также отправиться в путешествие с фотографами и дизайнерами и познакомиться с музами Монпарнаса.

ТАЙНЫЕ ПОРОКИ

ALTMANS GALLERY

21.05.21 – 01.09.21

Обличение темных сторон человеческой души, общественных предрассудков, религиозных предубеждений – 21 мая открывается выставка «Тайные пороки», посвященная циклам сатирических гравюр Франсиско Гойи и Сальвадора Дали «Капричос».

К 1799 году гравер, рисовальщик и придворный живописец Карла IV Франсиско Гойя создал цикл гравюр под названием «Капричос», состоящий из 80 листов. Работы, обнажающие человеческие грехи и пороки общества, возмутили инквизицию. Оттиски были изъяты из продажи, а оригинальные офорты с рукописными комментариями переданы королю.

Спустя почти 200 лет, в 1977 году, Сальвадор Дали представил свою интерпретацию «Капричос». Самый скандальный художник XX века не только дополнил работы сюрреалистическими образами и цветом, взяв за основу психоанализ Фрейда, – он полностью переосмыслил композиции и изменил их названия.

Значимость выставки подчеркивается тем, что сегодня сатирические гравюры Гоий можно встретить в собраниях таких организаций, как Музея Прадо, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Бостонского музея изящных искусств, Музея Сарагосы, а «Капричос» Дали фрагментарно представлен в частных коллекциях. Впервые в Москве, оба цикла великих испанцев демонстрируются в частном пространстве. В экспозиции будут также представлены оригинальные работы из частных коллекций, приобретенные на международных аукционах Sotheby’s и Christie’s, доступные для продажи.

Серии гравюр, размещенные рядом, дают зрителю возможность сравнить видения обоих авторов, глубже проникнуть в смысл и содержание гравюр каждого.

КОЛЛЕКЦИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. ФОТОГРАФЫ И ДИЗАЙНЕРЫ О ПУТЕШЕСТВИЯХ

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

07.07.21 – 26.09.21

 В экспозиции представлены 11 инсталляций, которые включают работы современных дизайнеров и архитекторов, а также фотопроизведения финалистов международного конкурса фотожурналистики ASE International Photo Awards из Бангладеш, Индии, Египта, Венгрии, Финляндии, Турции, Беларуси, Узбекистана и России.

Выставку открывает синий зал — «шкатулка», где в бетонных рамах, как в окнах, через которые люди смотрят на мир, представлены работы фотохудожников. Дизайнером экспозиции выступил один из самых известных российских художников-графиков Игорь Гурович.

Экспозиция построена по сценарию путешествия. Так, в первом разделе — комплект вещей, который мог бы взять в поездку каждый из посетителей. «Маршрут» состоит из эмоций и воспоминаний путешественников, зрительных образов и звуков, включает в себя рассказы о том, как поездки обновляют и на что вдохновляют.

Экспозицию сопровождает музыка современного композитора Виктора Осадчева. Композиции альбома Journey вдохновлены путешествиями: в них есть отголоски дальних стран и впечатлений, которые путешественники привозят из поездок как самый главный сувенир. Музыка станет проводником по экспозиции и поможет не просто переходить из одного зала в другой, а переноситься в фантазиях на другие континенты.

 

ВЫСТАВКИ В РАМКАХ БИЕННАЛЕ «МОДА И СТИЛЬ В ФОТОГРАФИИ 2021»

МАММ

15.07.21 – 29.08.21

 СЕРГЕЙ МОСЕСОВ И АНАТОЛ СЛОУН. ИТОН. ШКОЛА ДЖЕНТЛЬМЕНОВ

Выставка интересна тем, что показывает Итон изнутри, глазами студентов. Сергей Мосесов и Анатол Слоун снимали проект в течение последнего года обучения. Обычно на территорию Итона практически не допускаются посторонние, тем более фотографы и журналисты. Закрытая школа строго регламентирует общение с прессой. Снимки Сергея Мосесова и Анатола Слоуна понравились руководству школы, и на их основе была издана книга The Boys’ Side.

Это уникальная возможность познакомиться с традициями и укладом школы, где существует собственный стиль одежды, язык, коды поведения, собственные спортивные игры, как, например, Eton Wall или Eton Fives. «Старые итонцы» (Old Etonians) по неуловимым для других признакам с легкостью узнают друг друга, обменявшись буквально несколькими словами.

Итон не только обучает школьников академическим дисциплинам, но и формирует личности с независимым мышлением, открытые к любым вызовам будущего. Благодаря снимкам Сергея Мосесова и Анатола Слоуна мы имеем возможность «посетить» школьный театр, в котором студенты играют пьесы Шекспира, или «побывать» на соревнованиях по регби, во время которых происходит обряд посвящения юношей в бойцов.

СОВЕТСКИЙ КИНОПЛАКАТ 1950-1980-Х ГОДОВ. ДАР СЕМЬИ КАРИСАЛОВЫХ МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЮ

 Дар семьи Карисаловых Мультимедиа Арт Музею». Начала создавать это уникальное собрание киноплакатов Ирина Ивановна Карисалова, замечательный коллекционер из Санкт-Петербурга, интересовавшаяся искусством во всем его многообразии: живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство… Значительная часть ее многогранной коллекции была передана семьей Карисаловых крупнейшим музеям России. Михаил Карисалов продолжил собрание советских киноплакатов. Сегодня эта коллекция передается семьей Карисаловых в дар Мультимедиа Арт Музею, Москва, который осенью 2021 года будет отмечать свое 25-летие.

На выставке представлено более 100 оригинальных киноплакатов к культовым советским фильмам: «Девчата», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Любовь и голуби», «Мимино», «Вокзал для двоих», «Асса» и др.

МУЗЫ МОНПАРНАСА

ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ

15.07.21 – 03.10.21

Выставка, посвященная легендам парижского района Монпарнас — женщинам, задававшим тон одной из самых ярких эпох.

Большинство произведений предоставлены европейскими и американскими частными коллекционерами и будут показаны в России впервые. Партнер выставки — Фонд Фридриха Науманна за свободу.

Всего на выставке будет экспонироваться более 50 картин, около 100 рисунков, порядка 20 скульптур, более 20 произведений прикладного искусства, более 10 художественных фотографий, а также архивные документы и материалы. Многие из них хранятся в частных коллекциях.

САША КОВАЛЕВА. PUSHING UP THE WILD DAISIES* (*КОРНЯМИ В ПЕСОК)

ММОМА

21.07.21 – 22.08.21

Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представляют персональную выставку Саши Ковалевой «Pushing up the wild daisies». Проект состоит из трех взаимосвязанных частей — личной истории, исследования подходов к погребению бездомных и создания мемориала. Выставка проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА.

Задача проекта попытаться изменить существующее положение вещей, предоставить отсутствующие в информационном поле сведения и создать дискуссию, которая поможет выработать подход к теме.
В первом персональном музейном проекте Саши Ковалевой также вошло исследование последних нескольких лет в пяти городах — Москве, Петербурге, Женеве, Анси и Стамбуле.

АЛЬФИЗ САБИРОВ. АЮ БАЛА

МУЗЕЙ ВОСТОКА

08.08.21 – 03.10.21

Зрители увидят более восьмидесяти работ художника — скульптуры в бронзе и гипсе, ювелирные украшения, графические листы, ковры. На открытии будет проведена презентация первого аромата духов — новый формат погружения в волшебный мир легенд Альфиза Сабирова.

Художник создал собственную мифологию, подробно разработанную и воплощенную во множестве образов. Это мир богов и воинов, восточных принцесс, животных-тотемов, рожденных воображением художника.

По общепринятым в художественном мире возрастным критериям Сабирова относят к молодому поколению, однако глубина его творчества, пластическая сложность и уровень мастерства позволяют говорить о сложившемся художнике. Таких, как он, сегодня называют «self-made man».

Работы Альфиза Сабирова отличаются разнообразием форм и объемов, неожиданными сочетаниями материалов и фактур. Мастер вкрапляет в бронзу цветные капли полудрагоценных камней, бронзовый «Камень предков» сшивает красными нитями, красит губы придуманной им богини Сау ярко-красной помадой. Его кони, барсы и другие животные, фигурирующие в древнейшей философии тюрков — тенгрианстве, наделяются новыми волшебными свойствами и порой обретают новые имена. Отсюда и название выставки в честь одноименной скульптуры автора «Аю бала», в переводе с тюркского «дитя медведя».

При внешней камерности его работы монументальны. Сабиров не боится обращаться и к крупным формам — по большей части в гипсе, вдохновляясь образами Античности, а также Древнего Востока. Он творчески перерабатывает архаические сюжеты, предлагая собственную пластическую ее интерпретацию.

ОЛЬГИ МИЧИ. УЯЗВИМЫЕ. АФРИКАНСКИЙ ДНЕВНИК

13.08.21 – 05.09.21

Проект средствами художественной фотографии рассказывает о культурном своеобразии этносов современной Восточной Африки, проживающих на юге Эфиопии, севере Кении и Танзании. Кочевой образ жизни скотоводов здешних саванн в наши дни находится под угрозой, а традиции хамар, мурси, самбуру, масаи гротескно переплетаются с артефактами современной европейской цивилизации, порождая уникальный феномен соединения самобытного видения мира и предметов массового потребления.

Представленные на выставке фотоматериалы – 35 фотографий – выходят за рамки этнографического проекта: созданные современными художественными средствами цифровой фотографии и компьютерной обработки образы автор соединяет в концептуальную серию, которая выражает «уязвимость» не только объектов наблюдения, но и самих наблюдателей. Люди на этих фотографиях вовсе не беспомощны, ведь их образ жизни в суровом климате, полный природных опасностей и строгих обрядовых практик, был бы непосилен для любого из нас. Некоторые носят трофеи, добытые на охоте на таких животных, которых мы, жители стран Запада, встречаем только на безопасном удалении. Многие демонстрируют на своих телах следы своего продолжительного, опасного жизненного пути и ярких, сложных культурных традиций. Каждое лицо, каждое тело раскрывает богатую и непостижимую внутреннюю жизнь; зритель найдет свидетельства такой находчивости и стойкости, которые большинство из нас даже не могут себе представить.

Важной частью проекта являются предметы культуры и искусства, материально воплощающие фотографическую серию. Запечатленные в фотографиях образцы церемониальной и бытовой одежды, выражающих социально-возрастной статус украшений, вооружения этносов Восточной Африки размещены в залах музея. Посетители выставки увидят более 20 подлинных предметов искусства, которые являются лишь небольшой частью из переданных Ольгой Мичи в дар Государственному музею Востока образцов искусства и культуры народов Африки и Юго-Восточной Азии. Все предметы экспонируются впервые.

Author

Поделиться: