ВЫСТАВКА-ФЕСТИВАЛЬ В МУЗЕЕ «ЦАРИЦЫНО» РАССКАЖЕТ О ТЕАТРЕ ВРЕМЁН ЕКАТЕРИНЫ II

На фото — Ингеборга Дапкунайте на съёмках VR-спектакля в музее «Царицыно» © пресс-служба музея-заповедника «Царицыно»

Масштабная выставка-фестиваль «Театрократия. Екатерина II и опера», посвящённая становлению русского музыкального театра в XVIII веке, пройдёт с 19 сентября 2021 года по 9 января 2022 в музее-заповеднике «Царицыно».  

«Театрократия. Екатерина II и опера» – совместный проект музея-заповедника «Царицыно», Благотворительного фонда Владимира Потанина, Фестиваля «Золотая Маска», фестиваля «Территория» и Московского театра «Новая опера». Кураторы выставки-фестиваля: доктор искусствоведения Анна Корндорф, театровед, драматург и музыкальный критик Илья Кухаренко, художник, сценограф и архитектор Алексей Трегубов и научный сотрудник Государственного Эрмитажа Екатерина Орехова, – рассказали на пресс-конференции о том, что увидят посетители.

Определение «Театрократия», придуманное в начале XX века Николаем Евреиновым для русского XVIII века, связано с всепроникающей властью театра, способностью видеть театральность во всём происходящем и стремлением упорядочить жизнь в соответствии со сценическими законами.

Как рассказала искусствовед Анна Корндорф, в экспозиции будут представлены уникальные предметы из двадцати семи российских музеев – работы придворных театральных декораторов Екатерины II, оригинальные проекты самых известных театров эпохи, автографы написанных рукой императрицы либретто опер, бутафория, осветительные приборы и предметы театральных интерьеров, оригинальные и восстановленные театральные машины из коллекции Петра Айду, старинные музыкальные инструменты, а также подлинный костюм из гардероба князя Григория Потёмкина, который в середине XIX века был передан в Мариинский театр и «прослужил» там в качестве оперного реквизита до 1970-х годов. Как отметила куратор выставочной программы, для любого музея расстаться с подобными раритетами – дело почти невозможное. 

Сюжет и архитектуру выставки, которые включают несколько разделов, в частности, «Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом», придумал Алексей Трегубов. Зрители окажутся «за кулисами» театра Екатерины II, а в финале экспозиции увидят VR-спектакль, поставленный Михаилом Патласовым. 

«Мне кажется, эта эпоха сегодня довольно актуальна по своей форме, – рассказал Алексей Трегубов. – Нам близка её рукодельность, тактильность. Зрители сначала увидят невероятные декорации, задники, а в финале придут к совершенно противоположному – современным технологиям, будут смотреть VR-спектакль. Такая композиция. Но всё объединяет музыка».

Для создания оперного VR-спектакля режиссёр Михаил Патласов и Илья Кухаренко взяли за основу исторические документы, письма и дневники Екатерины II. Этот проект – уникальная возможность услышать фрагменты русских и итальянских опер XVIII века, исполненные солистами Большого театра по подлинным партитурам в аутентичной манере.

«Конечно, вся эта эпоха интересовала меня с точки зрения той самой “Театрократии”, о которой писал Николай Евреинов, – говорит Илья Кухаренко. – Я считаю, что театральная деятельность Екатерины II именно в XXI веке оказалась чрезвычайно актуальна. Мы сейчас находимся в ситуации, когда театр максимально стремится расширить свои границы, посмотреть на себя с разных сторон. Это была эпоха тотального взгляда на театр. И как раз формат VR-спектакля очень созвучен всем этим темам».

За музыкальную часть спектакля отвечает ансамбль Questa Musica и дирижёр Филипп Чижевский. «Моё кредо – открывать партитуру так, будто у неё нет никакого бэкграудна, исполнительского снежного кома, – поделился Филипп Чижевский. – Здесь именно такая ситуация. Эти партитуры никогда не звучали, в этом смысле они сродни музыке, которая пишется сегодня. XVIII век – очень интересная эпоха. Это мощнейший симбиоз фолка, эпохи классицизма и эпохи барокко. Словно мы слышим народные песни в моцартовской оркестровке. В то же время мы наблюдаем тонкие композиторские новации, которые, к сожалению, в XIX веке не имели своего развития. Теперь у нас есть возможность интерпретировать их по-своему». Главные роли исполнят Ингеборга Дапкунайте (Екатерина II) и Роман Шаляпин.

Вторая премьера «Театрократии» – копродукция Музея-заповедника «Царицыно» с театром «Трикстер», Петром Айду, музыкантами «Персимфанса» и ансамблем «Интрада» – камерная опера «Китаянки» Глюка. У посетителей выставки будет возможность услышать редко исполняемое произведение в жанре кукольной оперы. «Китаянки» и VR-спектакль войдут в собрание музея «Царицыно», станут своеобразными экспонатами.

Публичная программа выставки-фестиваля включает более 40 образовательных мероприятий. В пространстве «Театрократии» будет работать образовательный кластер «Новая опера» (ОКНО) – программа воркшопов для детей разных возрастов. Куратор  – Алиса Спирина. В зале «Арзамас» пройдёт серия кинопоказов лучших оперных постановок из MET, Royal Opera House, Teatro alla Scala, организованная при участии TheatreHD и OperaHD.

Также в партнёрстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина и фестивалем «Золотая Маска» для выставки-фестиваля разработана профессиональная образовательная программа «Театр и музей. Опыты взаимодействия». Кураторы – Антон Флёров и Мария Бейлина. С сентября 2021 по январь 2022 в музее-заповеднике «Царицыно» будет проходить курс «Театр и музей. Социальная миссия», на котором своим опытом продюсирования социально направленных проектов поделятся эксперты оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе, Берлинского Филармонического оркестра, научно-технологического центра The Tech Interactive в Калифорнии и фестиваля искусств Kunstenfestivaldesarts в Брюсселе. Курс адресован специалистам музеев, театров и других институций в сфере культуры.

%d такие блоггеры, как: