АЛЕКСАНДР ИВАНОВ: «ПОКА ЕСТЬ БЛЕСК В ГЛАЗАХ, БУДУ РАБОТАТЬ И ТВОРИТЬ»

Лилия Садыкова

Сегодня заслуженный артист России Александр Иванов отмечает 65-летний юбилей. Более 50 лет он отдал манежу и ни разу в жизни не пожалел об этом. С чего всё начиналось и почему медведи – самые умные животные – об этом Александр Михайлович рассказал Лилии Садыковой.

Александр Михайлович, кто является родоначальником цирковой династии Ивановых?

Всё началось с моих родителей. Мама пришла в цирк в 1943 году. Её сразу отправили на фронт в составе цирковой бригады. Она выступала перед ранеными во время войны. Отец, Михаил Александрович Иванов, поступил в цирковое училище ещё до начала войны. Выпуск пришёлся на 1945 год. По распределению он попал в знаменитый номер «Партерный полёт» под руководством Семёна Арнаутова. Потом перешёл к не менее знаменитым канатоходцам Гаджикурбановым. У них он отработал с 1948 по 1961 год, вплоть до того момента, когда сделал уже наш номер «Канатоходцы на наклонном канате».

Получается, что вопрос о вашей будущей профессии не стоял остро? Вы всегда знали, что будете цирковым артистом.

Да, я родился «в опилках», как говорят у нас в цирке. Раньше были опилочные манежи. Цирковых детей называли «опилочными», потому что они всё время проводили в таких манежах вместе с родителями. До недавнего времени такая арена была ещё в Оренбургском цирке, но в декабре прошлого года в цирке сделали ремонт и постелили каучук. Теперь опилочный манеж – это уже история.  

Помните, когда впервые вышли в манеж?

Сначала я выходил в маленьких эпизодах в новогодних сказках. Это было в 1967 году в цирке на Цветном бульваре. Потом отец оформил меня учеником. Я стал репетировать. А в 1968 году в Одессе впервые вышел в манеж уже как полноценный артист в номере отца «Канатоходцы на наклонном канате». Помню, что делал сложные трюки без страховки и без лонжи. Был отважным.

 Работать на наклонном канате труднее, чем на обычном?

Сегодня не так часто артисты выступают на наклонном канате, потому что это сложно. Все стараются ходить на обычном, который расположен горизонтально земле. На наклонном можно легко поскользнуться. Когда ты поднимаешься наверх, надо применять дополнительные усилия. Но сложнее всего идти по канату вниз – надо быть предельно сконцентрированным и внимательным.  

Вы окончили ГИТИС. Это было ваше желание, или родители настояли?

Я сознательно готовился к поступлению. Поступил на театроведческий факультет. Это случилось в 1974 году. Меня зачислили сразу после школы. Учился 6 лет. Диплом защитил на отлично.

 У вас красный диплом?

Нет. Потому что до этого были сложности. Я служил в армии и учился одновременно. Нахватал четвёрок, которые потом помешали получить красный диплом. Но я не расстраиваюсь. Главное, что выпускные экзамены сдал на отлично.

 Любовь к театру осталась по сегодняшний день?

Конечно. Всегда, когда приезжаю в какой-либо город, иду в театр. Это обязательно. В прошлом году, когда мы стояли в Новосибирске, я ходил в знаменитый Новосибирский театр оперы и балета. Это самый большой театр в нашей стране. Туда приезжали мои друзья-артисты из Большого театра. Я посмотрел все спектакли – от «Спартака» до «Дон Кихота». И внучку приобщаю к прекрасному.  

Вся ваша жизнь на колёсах. А где ваш дом?

В Москве. Я живу на Проспекте Мира. Правда, мы очень редко бываем дома. За последний год маршрут был такой – Нижний Новгород, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск, Хабаровск. Это край земли. Сейчас мы потихоньку возвращаемся. Скоро начнутся наши гастроли в Омске. Последние два года катаюсь по всей стране и дома бываю редко.

Не утомляет?

По молодости всё было хорошо, но с годами хочется побыть дома. Не утомляет, конечно, но желание осесть в Москве есть. Я люблю Москву. Мне хочется сходить в Большой Московский цирк или цирк Никулина на Цветном бульваре, с друзьями встретиться.

Как в вашем номере появились медведи?

Мы были востребованными артистами. Много гастролировали не только по стране, но и по всему миру. Номер был хороший – мама, папа, я и ещё один партнёр. Такая четвёрка. В какой-то момент мы с отцом задумались, что как канатоходцы мы достигли уже определённых вершин и надо было двигаться дальше. Именно тогда возникала идея поставить на канат медведей. Сегодня номер «Медведи-канатоходцы» – это достижение российского цирка. Мы сделали его в 1978 году, и до сих пор никто не может повторить. Пытались болгарские артисты, но у них ничего не вышло.

Надо сказать, что за год до выпуска номера во время наших гастролей во Владивостоке нам привезли маленького медвежонка. В лесу был пожар, и он остался один. Гималайского мишку мы оставили себе, выходили его и назвали Чубчик. Вот с него и начался наш аттракцион. Это было 1 мая 1977 года. Мы с отцом думали, какое животное можно поставить на канат, чтобы это было интересно, и вот сама судьба сделала нам такой подарок. Никто не верил, что мы справимся. Только несколько человек поддерживали нас, среди них был Вальтер Михайлович Запашный. Он сказал моему папе: «Бери и делай». Медведи – умные животные. В природе они легко залезают на деревья и умеют балансировать. Когда появился этот аттракцион, я стал работать в нём. Мы делали его вместе с отцом, пока отца не стало в 1995 году. Тогда номер перешёл ко мне.

Кто научил вас работать с животными?

Никто, первое время было очень тяжело. Мы не знали, как подойти к медвежонку. Мы звонили друзьям. Они, конечно, подсказывали какие-то вещи. Но пока сам не попробуешь, ничего не получится. Раньше были стажировки. Если ты, например, хочешь работать с лошадьми, то тебя прикрепляли к дрессировщику, и ты целый год ездил с ним. У нас не было на это времени, поэтому мы репетировали круглосуточно – с 6 утра и до глубокой ночи. За короткий срок сделали номер – уже через полгода медвежонок стал выполнять трюки. Как только нас увидели, то сразу стали приглашать на гастроли. Мы объездили весь мир. Сначала с Юрием Никулиным в Греции в 1981 году. Это была его прощальная поездка в качестве клоуна-артиста, после этого он стал директором цирка на Цветном бульваре. Потом были Венгрия, Южная Америка, где гастроли продлились полгода, Австралия, Германия с Олегом Поповым. В Японии отработали 12 программ – это рекорд, никто столько не работал.

Расскажите о том случае, когда вы спасли медведицу

Мы взяли двух малышей в заповеднике. Они стали репетировать. Через год мы обратили внимание, что одна медведица по имени Марта спотыкается, когда идёт, или может наткнуться на какой-либо предмет. Тогда мы выступали в Иркутске. Пригласили ветеринарного врача, который в свою очередь порекомендовал обратиться к окулисту. Она осмотрела медведицу и сказала, что у неё заболевание хрусталика, его надо менять. Можно попробовать поставить человеческий. Мы так и сделали. Операцию провели бесплатно. Поменяли оба хрусталика. И наша Марта ещё долгие годы работала с нами.

Сколько сейчас у вас медведей?

6 медведей. Самая старшая Маша – ей 21 год. Троим – по 7 лет, и у нас двое малышей, они основные работники – Яна и Настя. Им полтора года, но они уже умеют делать всё.

Вы даёте медведям человеческие имена. С чем это связано?

Когда мы ставили аттракцион «Морские забавы», мы сразу сказали, что у нас не будет деления на дрессированных животных и дрессировщиков, у нас одна единая команда моряков, которые отправляются в плавание на поиски приключений. Наши животные – это наши дети. Они – часть нашей семьи.  

У вас очень дружная семья. Ваш сын тоже пошёл по вашим стопам и стал цирковым артистом.

Моя внучка тоже цирковая. Когда сыну Мише было 6 лет, мы стали активно заниматься с ним акробатикой и жонглированием. Потом он сам выбрал, что ему интереснее. Оказалось, жонглирование. Много репетировал. А сейчас он уже двукратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по жонглированию. По характеру Миша – очень спокойный человек. Терпеливый. Когда предметы падают, он молча поднимает их и опять начинает жонглировать. Это очень важное качество для артиста. У меня две внучки. Старшая Екатерина уже выступает. Сейчас мы готовимся к фестивалю «Принцесса цирка», который пройдёт осенью в Саратове. А младшая Антонина, которой 8 лет, занимается музыкой и уже думает о цирке.  

Что для вас цирк?

Цирк – это моя жизнь. Несмотря на все годы, что я работаю в цирке, всё равно цирк не перестаёт удивлять меня. Все говорят, что цирк стал другим. Цирк действительно изменился. Нет таких артистов как Валентин Иванович Филатов или Юрий Владимирович Никулин, но цирк продолжает развиваться. Появляются новые аттракционы, новые имена. Несмотря на то, что мне 65 лет, мне ещё очень интересно участвовать во всём этом. Мне интересно работать с молодёжью. Я мог бы давно пойти на покой, но хочется помочь молодым, поставить на ноги внучек. Пока есть блеск в глазах, буду работать и творить. Вот ради этого я сейчас и живу.

Александр Иванов – эквилибрист, дрессировщик, жонглер. В 1968 году в Одессе впервые вышел на манеж в номере «Перши с наклонным канатом» п/р М. Иванова (был верхним, исполнял стойки на першах, хождение по канату). В 1971 его был  отцом создан номер «Канатоходцы на наклонном канате». А 1974 был выпущен авторский трюк – отбивание мяча головой, поднимаясь по наклонному канату вверх. В 1978 выпустили первые трюки с двумя медведями на канате. В 1980 окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Принимал участие во многих российских и международных фестивалях. В 2009 создал эксцентрический номер «Акробаты на мини-трампе» в русском плане.

Фотографии предоставлены пресс-службой Росгосцирка.

Author

Поделиться: