АЛЕКСАНДР ОЛЕШКО. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТЕАТР

Предоставлено пресс-службой

9 июля в Школе Арины Шараповой прошла онлайн-встреча заслуженного артиста России, актёра Театра им. Евг. Вахтангова Александра Олешко с участниками проекта «Всероссийский культурный клуб». 

С чего начинается театр? Для любого человека, работающего в театре, он начинается с волнения. Уже подходя к зданию театра, ты предвкушаешь встречу со зрителем. А для зрителя он часто начинается… с афиши.

Театральная афиша, как и все в театре, имеет свою историю. Первые афиши появились в Древней Греции в IV веке до нашей эры, в Древний Рим они пришли в I веке до нашей эры. Изначально они были двух видов – рисованные и написанные. На рисованных, которые обычно вставлялись в рамы и вывешивались у входа в театр, часто изображали либо одну сценическую маску, либо все маски пьесы, соединенные в одной раме в форме здания с колоннами и фронтоном или одну из сцен драмы. Кстати говоря, на них не указывали имена автора и актеров.

В XVII веке испанский поэт де Овиедо, современник Сервантеса, придумывает новый вариант афиши, из которых зритель мог узнать о тех, кто занят в спектакле и авторе пьесы. К середине XIX века текст и оформление стали уже профессиональными, но главной целью афиши было привлечь внимание и побудить людей покупать билеты.

Между прочим, театр для зрителей начинается и с билетов. В последнее время в нашу жизнь вошли электронные билеты, но несмотря на это, многие по-прежнему предпочитают покупать билеты именно в кассе. И именно их хранят как вещественные воспоминания. Частенько на них оставляют автографы актеры…

Но вернемся к афишам. В конце XIX — начале XX века над афишами работают известные художники – Тулуз Лотрек, Альфонс Муха, Борис Кустодиев, Лев Бакст и другие.

К середине 20 века на афишах все чаще появляются портреты актеров и сцены из спектаклей. А в наше время афиша становится все более графичной. Но во все времена она служит для того, чтобы люди обращали внимание на какое-то событие.

Со времени Станиславского в театральный обиход плотно вошла фраза: «Театр начинается с вешалки». Константин Сергеевич говорил о том, что гардеробщики и билетеры – первые, кто встречает зрителя в театре. А потому, с каким настроением человек выйдет из гардероба, с таким и в зал войдет, и спектакль воспринимать будет. Но гардеробщики и билетеры еще и кладезь информации – они могут рассказать о том, в каком настроении актеры, насколько интересен спектакль и что говорят о нем за кулисами.

Кстати, на служебном входе актеров тоже встречает гардеробщик. И тут самое главное – не закинуть куртку на крючок, где вешали свои вещи легенды театра.

Для студента театр, конечно, начинается со школы, легенд, связанных с театром и мечтаний о больших ролях. Наша Вахтанговская школа – это школа представления, то есть при работе над образом, мы идем от внешнего к внутреннему. Сначала создаем внешний облик героя, а потом отталкиваясь от него, думаем, какой у героя мог бы быть характер, повадки, биография.

А потом нас ждет встреча с режиссером. Мы все мечтаем о ней, но, к сожалению, не всегда они бывают радостными. Это большое счастье, когда актер встречает своего режиссера и находит свой театр.

Я работал в разных театрах – в «Современнике» Галина Волчек говорила нам, что актер должен быть многоантенен, то есть должен быть в курсе того, что происходит в жизни. И понимать, с каким настроением зритель приходит в зал.

Актер должен следить и за своей физической формой. Многие знают фразу: «Мы артисты и наше место в буфете». Но на самом деле артисты не едят перед выходом на сцену, чтобы не потерять легкость и энергию. Но вот после спектакля мы с удовольствием собираемся там, обсуждаем прошедший спектакль, делимся новостями…

Раньше была прекрасная традиция. Люди приходили в театр красиво одетыми, нарядными, потому что театр – это «всегда праздник», как говорил Вахтангов. И когда приходишь в театр, ты должен оставить свою бытовую жизнь за его дверями. А сейчас все чаще люди приходят в повседневной одежде и в зале продолжают решать свои проблемы.

А потому я хочу сказать и о том, что театр начинается с уважения – уважения к своим соседям по залу, к артистам, к тем, кто тебя обслуживает в театре. Звонки телефонов во время спектакля, разговоры, шуршание пакетов, даже кашель могут сбить артиста. Да, мы привыкли ко всему и часто можем обыграть то, что нам мешает. Но это не отменяет уважения к тем, кто работает для вас на сцене.

Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура»

%d такие блоггеры, как: