СВОБОДА ВЫБОРА. «ХОДЖА НАСРЕДДИН» В ТЕАТРЕ НАЦИЙ

Сюрприз, в том числе и для нас, потому что это какая-то авантюрная затея, но она такая симпатичная.

Евгений Миронов о спектакле

 

В Театре Нации дебютировал кинорежиссер и сценарист Тимур Бекмамбетов. Он поставил кукольный спектакль об одном из самых известных персонажей фольклора Востока – Ходже Насреддине. Сценарий написан в соавторстве с татарским драматургом и режиссером Ильгизом Зайниевым.

Бекмамбетов, будучи театральным художником по образованию, много лет не возвращался к работе в театре. Ему казалось, что спектакль невозможно контролировать, потому что он рождается всякий раз заново вместе со зрителем. Но при этом он всегда мечтал рассказать историю Ходжи Насреддина, талантливого и парадоксального персонажа, который всё переворачивает с ног на голову. Но поскольку мир и так перевернут, то у Насреддина в итоге всё оказывается на своих местах.

Идея поставить кукольный спектакль родилась во время пандемии, хотя изначально предполагалось сделать драматическую постановку с репетициями в zoom-режиме. Но совместная работа с племянницей Анной Викторовой – талантливой художницей, автором кукол, создателем и руководителем петербургского театра «Кукольный формат» («КУКФО»), – подтолкнула к идее сделать кукольных героев. Помимо режиссуры, она занималась декорациями и дизайном персонажей.

Тонкие ажурные решетки напоминают об арабской культуре, форма сцены – узкий кадр 35-мм кинопленки. На протяжении всего спектакля герои перемещаются по конвейерной ленте, создавая эффект непрерывного движения и перемены места действия. Действие, то замирая, то ускоряясь, а порой и вовсе замирая, разворачивается по всей сцене-ленте. Свет фокусирует внимание зрителей на определенных моментах жизни персонажей (художник по свету – Александр Сиваев). Других элементов оформления почти нет, ничто не отвлекает от самих кукол, а точнее редких в наши дни аутентичных марионеток. Спектакль играется в полутьме, чтобы не только кукловоды, но и нити не разрушали создаваемую иллюзию.

Главным спецэффектом является мастерство работы кукольников, приглашенных из ГАЦТК им. С. В. Образцова и Московского областного театра кукол. За механику отвечал Виктор Антонов – мастер-кукольник и кукловод. Команде надо было не только виртуозно управлять марионетками, но и синхронизироваться с артистами, озвучившими персонажей. Насреддина озвучил Константин Хабенский, Ишака – Евгений Миронов, Махаббат – Чулпан Хаматова,
Эмир Тимур – Виктор Вержбицкий, в остальных ролях – Игорь Золотовицкий, Инга Оболдина и Елизавета Боярская.

Рассказчиком в спектакле выступает Ишак, которого Бекмамбетов сделал главным героем. По мнению режиссера, мы все ишаки, ждущие своего мудрого и сумасшедшего учителя. Жизнерадостный и любопытный ишак очень напоминает персонаж ослика из «Шрека», даже подпрыгивает так же. Гармоничность образа обеспечивает слаженный тандем Миронова (озвучка), на чью смену интонации незамедлительно реагирует Евгений Шавкунов (работа с куклой) движениями марионетки. Персонаж получается живой и объёмный, скачет ли он к своей любимой кобылице или пытается улечься между Ходжой и его женой.

Впервые мы встречаем Ишака висящим на поводьях нагруженной тюками арбы, груз которой перевесил его и подкинул вверх. Он не помышляет о другой жизни и готовится принять смерть. Несколько минут спустя, выкупленный Ходжой Насреддином, он проходит некий ритуал освобождения, кричит «ку-ка-ре-ку!» и получает свободу. «Какой странный подарок – свобода. Вроде бы тебе его подарили, а у тебя ничего нет», – размышляет Ишак. И принимает свое первое решение – сопровождать Ходжу в его нелёгкой миссии по спасению супруги Махаббат, которую злой Эмир Тимур похитил в свой гарем. Впереди будут еще другие решения и последствия собственного выбора. Осознание того, что свобода – это еще и ответственность за свои действия.

Ходжа в противовес сопровождающему на протяжении спектакля статичен, его меланхолия уравновешивает жизнерадостность Ишака. В движениях куклы (актер Максим Кустов) – спокойствие и собранность. Он не столько плут, сколько мудрец и учитель. Он с ловкостью и смекалкой выходит из самых разных ситуаций – покупает ли ишака, утаскивает арбуз или спасает город от уничтожения, делает это без азарта, мимоходом. В его голосе печаль и усталость от жизни. Любимая жена Махаббат (работа с куклой Екатерина Малетина), которую он с Ишаком идет спасать, лишь иллюзия, на самом деле она живет лишь в памяти Ходжи – попав в гарем эмира, она не выдержала и утопилась, спасение возлюбленной уже невозможно. Ишак принимает ситуацию и подыгрывает.

Жестокий Эмир Тимур (работа с куклой Александр Третьяк), пытающийся завоевать весь мир, оказывается печальным злодеем, потерявшим смысл и радость своего существования. Он не получает удовлетворения от своих завоеваний, не знает, чем заменить свой бесконечный поход. Встреча с Ходжой и Ишаком рождает у него надежду на свободу, он даже готов к ритуалу освобождения и сперва неуверенно, а затем твердо кричит «ку-ка-ре-ку!» и отправится вслед за Ходжой в надежде обрести утраченное.

Спектакль Бекмабетова о внутренней свободе – как нелегкой ноше, где за каждое решение надо нести ответ. Возможности любить кого хочешь, даже если ты осел, а она кобылица Эмира, выбирать мир, а не кровавые войны, быть собой, не смотря на статус. В завершении Ходжа с Тимуром покидают этот мир, а Ишак со своей кобылицей уходят познавать свободу и радости жизни.

%d такие блоггеры, как: