В апреле в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» прошел XVII Московский международный фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс».
В 2021 году в афише было восемнадцать спектаклей из театральных вузов Перми, Челябинска, Екатеринбурга, Саратова, Ярославля, Санкт-Петербурга и Москвы.
Разброс материала, к которому обращались студенты и их мастера, едва ли не в три раза шире, чем география фестиваля. Это и классические тексты – «Идиот» Ф.М. Достоевского или «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера и «На дне» Максима Горького, пьесы А.П. Чехова, Александра Володина, Ульриха Хуба и Славомира Мрожека. Были спектакли по пьесам современных драматургов: Маши Конторович «Пол это лава, а Маша шалава» и Екатерины Мавроматис «Молоко», а также написанный Марией Соловьевой текст, созданный на основе интервью, которые студенты взяли у своих родителей.
Таким же разнообразием, как и названия, отличались и подходы: на фестивале были и традиционные драматические спектакли, например, «Утиная охота» Ярославского института с минималистскими декорациями в виде подвешенного стола, который был одновременно и будущим гробом Зилова, или «Мальчики» студентов ВГИКа по розовской адаптации «Братьев Карамазовых», так и неожиданные сценические решения.
Валерий Гаркалин и его студенты с факультета эстрады ГИТИСа, соединили в спектакле две одноактные пьесы польского писателя Славомира Мрожека «В открытом море» и «Дом на границе». Главной темой, связавшей их, был выбор человека в безвыходной ситуации – на плоту или даже в собственном доме. Каждая из частей пластически и музыкально жёстко простроена: точно выверенные и утрированные движения, слишком выразительная мимика снижают градус серьезности и безнадежности. При этом рисунок второй части Гаркалин фиксирует гораздо жестче, создавая ритмизированную читку, где актеры, вслух называют свои имена и все свои действия. Такое гротескное существование актеров создает общее ощущение клоунады, и этим же оправдывается абсурдность ситуаций и поведения персонажей – они могут пропустить через свою кровать контрабандиста или решить убить человека, потому что не хочется есть горошек.
Подобный формат соседства двух произведений выбрали и студенты мастерской Георгия Исаакяна для своей музыкальной работы по мотивам оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» и Пёрселла «Королева фей».
Были на фестивале и более насыщенные по ритму спектакли, например, «Чайки», сделанные курсом главного режиссера петербургского БТК (Большого театра кукол) Руслана Кудашова, похожие на этюдную мозаику по мотивам известной пьесы, куда поместились и маленькая чайка на трости и большая бумажная конструкция летящей в темноте птицы. В ней оказалось место и для кукольного дома с картонными чеховскими персонажами и «миру животных» с одной несчастливой чайкой. Дополнила линию спектаклей по произведениям Чехова работа студентов института имени Щукина «Палата № 6», в которой вместе оказались четыре актера и четыре желтые куклы.
Самым неожиданным по материалу был вербатим Театрального института Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова курса Артема Кузина, который вместе со студентами сочинил собственную историю об их отношениях с родителями. Спектакль разбит на эпизоды, где студенты играют себя или родителей своих однокурсников – они задают им неудобные вопросы, которые в обычной жизни зачастую замалчиваются – чувствуют ли они вину перед своим ребенком, гордятся ли они им, что думают о выбранной профессии. Разговоры разбавлены музыкальными композициями – любимыми песнями родителей и детей от «А нам все равно» до «Je veux zaz», которые с одной стороны, логично разделяли истории, с другой, создавали спектаклю дополнительный контекст и объем. Очень важной оказалась терапевтическая составляющая спектакля и работы над ним, ведь на откровенный разговор с родителями иногда трудно решиться без повода. По словам Артема Кузина, многим этот процесс помог увидеть и осознать проблемы в отношениях с родителями, для которых эти вопросы тоже, вероятно, могли спровоцировать собственные внутренние размышления о своих детях, об их воспитании, отходящие зачастую на второй план в постоянной бытовой суете. Такое смелое и честное отношение к себе и к родителям, в отличие от поведения Гамлета в постановке мастерской Сергея Женовача, вовсе не инфантильное и не наивное, но, наоборот, требующее большой ответственности перед собой и другими.
«Гамлет», поставленный студентом выпускного курса ГИТИСа Егором Трухиным, напоминает монтаж с закадровым детским голосом самого Гамлета, который все еще не понимает быть ему или не быть. Режиссер делает акцент на том, что Гамлет – инфантильный ребенок, который пишет матерные обзывательства и не умеет вести себя – закидывает ноги на обеденный стол, из-за кривляний падает со стула. Трагедия в том, что именно с этим ребенком случается множественное расщепление личности – особенно это чувствуется в сцене, когда все актеры с выбеленными лицами в одинаковым черных костюмах и шапках раскладывают по сцене черепа, которые один из них достает из-под сцены. Шесть Гамлетов умножают на сцене смерть.
Интересными работами стали «Идиот» Екатеринбургского государственного института с пластическими сценами и языками пламени, хореографических «Ромео и Джульетта» в постановке Аллы Сигаловой и «Убежище 42-44» Пермского института культуры о Холокосте.
Среди такого многообразия форм и смыслов лучшим дипломным спектаклем стала «Мария Стюарт» выпускного курса Константина Райкина в постановке актера театра «Сатирикон» Якова Ломкина из Высшей школы сценических искусств.
Фотографии предоставлены пресс-службой