КОГДА ГАСНУТ ЗВЕЗДЫ?

Илона Алтухова

Что такое Рената Литвинова? Это созданный ею образ роскошной женщины, голливудской дивы. Это пышные объемные наряды ярких цветов, сшитые самыми модными западными дизайнерами специально для нее, кольца с дорогими бриллиантами, перчатки, неизменная красная помада на губах, сигарета в руке, дым от которой окутывает ее четкие скулы, тонкие стрелки на голубых глазах, манерные движения, специфический хриплый голос… Это неподражаемая Рената Литвинова – сценарист, режиссер, актриса, а теперь и костюмер в своем новом спектакле «Звезда вашего периода» на сцене МХТ им. Чехова.

Ее имидж задает тон всем ее работам, где она – центр действия. «Звезда вашего периода» – история бывшей кинодивы, ставшей с годами никому не нужной. Она считает себя в прекрасной форме и страстно хочет новых ролей. В центре внимания режиссера – судьба актера после того, как он перестает интересовать зрителя, а на сцене и экране появляются другие лица, помоложе и поталантливей. Монологом о скоротечности актерского времени в исполнении актрисы Р. (Риммы Коростеловой) начинается спектакль.

Героиня Ренаты Литвиновой – актриса Маргарита Леско, появляется на сцене в составе пышной похоронной процессии – хоронят то ли ее очередного юного любовника, то ли любимую обезьянку. Она в гротескно-траурном наряде, в богатом черном платье и вуали. К слову, наряды Литвинова меняет в спектакле с феноменальной частотой, практически каждый выход ознаменовывается новым образом. Платья от Демны Гвасалии, музыка Земфиры – обязательные условия всех творений Литвиновой-режиссера. Присущие ей манерность и наигранность придают произведениям уникальный шарм и таинственность. Ее героиня утрирует и переигрывает: «Мне не нужны эти ваши слова, я все сыграю глазами».

О чем бы ни ставила или снимала Литвинова, это всегда поклонение красоте, которую она умеет всюду находить и выставлять на первый план. Пьеса наполнена юмором и даже сарказмом, при всей своей автофилии Маргарита часто называет себя старой и даже иронизирует на тему собственной непривлекательности. Ирония прослеживается и в положении кинодивы, влюбляющейся в мальчишку, юного сценариста Мышкина (Павел Табаков), который страшно гордится своей княжеской фамилией. Актриса пытается запереть его в своем дворце, чтобы он написал пьесу для нее, отчаянно надеется, что именно его талант сможет вернуть ее на прежние высоты, но Мышкин великую Леско использует только для доступа к деньгам, комфорту и роскоши. Он живет в ее дворце и на ее средства, но влюблен при этом в молодую девушку. Вместе с ней они сочиняют пьесу, где высмеивают Маргариту и ее затворничество. «Это же утечка из нашей личной жизни», – говорит возмущенная «звезда», когда находит страницы пьесы. Эти юные дарования она называет бездарями, бездарными собаками, а сама она «геройский человек» и «ее таланта хватит на всех» – так отзывается о ней Отто (Кирилл Трубецкой) – режиссер, впервые «открывший» Маргариту для публики и, кажется, единственный оставшийся из ее поклонников, который не может принять факт заката ее успеха и наивно верит, что у Маргариты впереди еще много ролей. Кинодива превратила его в слугу, а Отто безропотно подчиняется ей. У него давно нет собственных целей и амбиций, вся жизнь свелась к поклонению Марго. Отто очарован ею до самозабвения, и она ценит его преданность и слепое обожание.

Спектакль рассуждает о минувшей славе и невозможности принять настоящее для человека, чей успех остался в прошлом, об одиночестве, отчаянии, нежелании стареть и смириться с быстро уходящим временем, о потребности ощущать себя привлекательной и молодой и, как следствие, поздняя страсть, вызывающая только жалость. Унижения зрелой женщины, Маргариты Леско, перед мальчишкой, ее слезы, разыгранные самоубийства, бутафорская кровь и мольбы — даже страдания и страсти Рената Литвинова изображает изящно. Сюжет словно застывает где-то над нашим миром, непонятно ни время, ни место происходящего.

Исследование об увядании или бессмертии кинодив Рената Литвинова ведет еще со времен фильма «Нет смерти для меня», героини которого послужили прообразами Маргариты Леско. Она — собирательный образ знаменитых актрис, чей век оказался так короток. На свой главный вопрос о закате карьеры успешных актрис, заданный в начале пьесы, Литвинова-актриса дает в финале четко сформулированный ответ: «Звезды не стареют. На пленке – никогда». Будучи, в первую очередь, кинорежиссером, Рената Литвинова добавляет элементы кино и в свой спектакль, на сцену то и дело спускается экран, где мелькают кадры из прошлого кинодивы. Сама Литвинова называет свои спектакли репетициями будущих фильмов. Кино как возможность бессмертия привлекает режиссера гораздо больше, чем театральные подмостки, где спектакль существует только в моменте действия, никогда не повторяется одинаково и после остается только в памяти успевших уловить его эфемерность зрителей.

Фотографии Александра Иванишина, предоставлены пресс-службой МХТ

Author

Поделиться: