ЗА СТОЛИКОМ В ЛЮБИМОЙ КАФЕШКЕ

Лина Шаталова

Первого марта в клубе Glastonberry состоялась премьера камерного мюзикла “31-й “В” от Продюсерского Центра KapustaLab. Сюжет истории прост. Двадцать лет спустя на вечере выпускников встречаются бывшие одноклассники. В центре событий оказываются две пары: бывшие влюбленные Алексей и Катя, и только осознающие свою влюбленность друг в друга – Абрам и Луиза. И, если в последней паре счастливый финал угадывается, то за нервными разборками в первой сложнее увидеть исход. Обстановка накаляется, когда появляется кавалер Кати – Иннокентий.

Режиссер Иван Дерендяев и композитор Рустим Бахтияров создали очаровательную комедию, приправив ее рефлексией, и сделав одной из главных тем недосказанность. Малый зал Glastonberry превратился в сцену, на которой герои выясняли отношения друг с другом. Выбор места проведения премьеры органично вписался в спектакль и по духу.

Посередине танц-партера стоят обычные деревянные стол и стулья. Вот и вся декорация. Сама сцена отдана еще одним участникам спектакля – небольшому оркестру под руководством Ильи Волкова.

Встреча героев происходит в неком кафе, в малом зале Glastonberry все зрители сидят за столиками, между которыми бегают официанты с подносами, что добавляет атмосферы. Сам клуб имеет отдельный бар на первом этаже, и когда фокус действия перемещается с одной пары героев на другую, легко представить, что персонажи как бы переместились из одного помещения в другое. В мюзикле часть песен приближена к эстрадной, что, в свою очередь, идеально подходит к формату встречи выпускников в клубе, и поэтому так органично вплетается в действие песня-признание в любви Иннокентия.

Пространство спектакля разомкнуто, герои легко общаются с публикой. Зритель выступает в роли посетителя кафе, или же одноклассника, с которым взаимодействуют актеры: то обратятся между делом, к кому-нибудь, вспоминая кого-то из класса, то укажут на кого-нибудь, то проползут под столиком, или же, в который раз, попросят салфетки. Режиссеру и хореографу удалось обыграть нестандартную театральную площадку, наделив действие большей динамичностью и, вместе с тем, жизненностью, обаятельной будничностью и атмосферой драйвового единства между зрителями и актерами.

Звучит увертюра из озорной главной темы спектакля «Мы совсем уже не дети» и голос учительницы, оповещающей класс – зрительный зал о походе на музыкальный спектакль «31-й “В”». Первым появится герой Евгения Ширикова – Алексей, одетый в легкий черный пиджак, предвкушая встречу со своей бывшей школьной пассией — Катей у барной стойки. Он живет воспоминаниями, поэтому его музыкальная тема, начинается с очень похожей на знаменитую «Память» из мюзикла «Кошки» Эндрю Ллойда Уэббера. Этот вступление будет проскальзывать каждый раз, когда герои будут предаваться воспоминаниям, как и мотив несбывшихся мечтаний Кати «Но это мечта», и главная тема, показывающая, что герои во многом остались все теми же детьми.

«Маменькин сынок» Абрам собрал в себе много забавных типичных представлений о евреях, но актер не высмеивает их, а нежно присваивает. Герою Рустима Бахтиярова в кайф самому пошутить над своим акцентом, любовью к деньгами, посвятив им песенку, легко перепрыгивая с одного разделительного барьера между столиками на другой. У него есть и колоритная любящая мамочка, которая не появляется на сцене, а только упоминается в разговорах и телефонных звонках. Постоянно контролирует взрослого сына, и даже поручает Луизе проверить у него температуру.

Роковая красотка Луиза Агаты Вавиловой под вульгарностью, скрывает глубокое несчастье и безуспешные поиски настоящей любви. Вавилова часто играет сильных женщин, и роль Луизы пополнила эти ряды. Артистка во внешне уверенной в себе обольстительнице Луизе видит сильную и отчаянную героиню, хотя и добавляет ей комизма в преподнесении себя. Она вызывающа в коротком леопардовом платье, со своей базарной крикливостью, но обаятельна в своей простоте и трогательна в душевной уязвимости. Актриса обладает глубоким и сильным голосом, ее ария на мотив танго наполнена болью, страхом, и решимостью , несмотря ни на что искать свою любовь.

Луиза уговаривает Абрама с ней выпить за ее счет, только парень так втягивается, что напивается и теряет сознание. Сцена «оживления» Абрама решена в духе черного юмора. Музыка нагнетает атмосферу, как и глухие голоса, твердящие: «Скорее! Скорее! Скорее!». Друзья суетятся вокруг лежащего на столе Абрама, под почти детскую считалочку: «Раз! Два! Три! Чтобы не было беды! ..», побуждая Луизу сделать искусственное дыхание, но она, вместо этого, дает ему хорошую пощечину.

Эпизоды Абрама и Луизы чередуются со сценами постепенного прояснения деталей расставания Алексея и Кати. Парень не понимает, почему же они тогда расстались, и полон надежд на возобновление отношений, а вот девушка явно таит в себе непонятную обиду. Кажется, что для Алексея – Ширикова всех этих двадцати лет не было, он остался мечтательным задиристым мальчуганом, наивным и безбашенным. Холодность Кати его только раззадоривает, заставляя все сильнее навязываться девушке, доходя до совершенно абсурдных и детских поступков. Катя Ирины Вершковой — миниатюрная бизнес-леди, большой босс. Она четко знает, чего хочет. От того так волнительно наблюдать за тем, как она понемногу раскрывается, и в финале говорит о настоящей причине расставания с Алексеем.

Ее нынешний мужчина — Иннокентий, в исполнении Андрея Школдыченко, прячется весь спектакль среди зрителей, натянув маску повыше, а потом примет вызов на смешной бой от Алексея, где основные тумаки получит Абрам. Он дерзок, галантен и состоятелен. Хулиганисто исполняет со сцены своей девчонке песню о любви, обсыпав ее конфетти из листков бумаги, а потом расстегнет рубашку на груди, ее забавно и неловко попытается застегнуть в танце Катя. Прямо настоящий пацанский поступок: написал песню, пафосно исполнил ее прилюдно, сказав, что у любимой «вместо глаз – две огромных звезды», а потом полез в драку. И нет больше образа солидного мужчины в дорогом костюмчике.

Центром спектакля становится квартет «Сердце в клочья». Каждый из героев исполняет здесь свою линию, и полифонические строки сливаются в одну мелодию души о любви. В ней Луиза противится и своим, и чувствам Абрама из-за страха обжечься, когда Абрам поет, что он «как пломбир» тает от чувств к девушке, а Катя вторит словно уже себе, а не Алексею, об ушедшем времени.

Кульминацией становится разговор уже подвыпивших друзей о жизни. Каждый меняет свое видение, и решает жить здесь и сейчас, ловя каждый момент. Несмотря на то, что монологи произносятся за рюмкой горячительного, они звучат от трезвых рассудком взрослых людях, искренне и трогательно, без прежнего юмора.

Финал останется открытым: герои станцуют школьный вальс, искупающий вину Алексея, но мы не узнаем, кого же из мужчин выбрала Катя. Да и не это важно в этой истории, главное, что герои нашли в себе силу сказать все недосказанное и открыть свои чувства друг другу.

Одна из больших удач мюзикла — хореография Леонида Хожайнова. Герои от души веселятся и отплясывают, в их пластике много соответствующего духу спектакля комизма и драматической наполненности. В танго отображена борьба чувств Луизы, через пластический рисунок решена нелепо-смешная дуэль Иннокентия и Алексея, а танцуя вальс, герои словно отматывают время назад, перенесясь в вечер “Последнего звонка”, отпустив все обиды.

Музыку к спектаклю написал Рустим Бахтияров, он же, вместе с Агатой Вавиловой, был автором сценария. От симбиоза композитора, либреттиста, и актера в одном лице, родился спектакль, в котором видна огромная любовь и продуманность в каждой детали. По итогу вышло цельное завершенное произведение, а в отечественном мюзикловом мире стало на один классный мюзикл больше.

Фотографии Александра Утюпина и Натальи Даниловцевой, с официальной страницы мюзикла в VK

Author

Поделиться: