В РАМТЕ УСТРОЯТ СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИРК ПО СКАЗКЕ ПРОКОФЬЕВА

Анастасия Павлова

На фото – Дарья Семенова, Прохор Чеховской и Егор Перегудов на читке пьесы «Петя и волк».

5 мая 2021 года в Российском академическом Молодежном театре состоится премьера экспериментального спектакля Егора Перегудова и Петра Айду «Петя, волк и Володя-музыкант», жанр которого авторы определяют как «симфонический цирк».

Спектакль посвящен 85-летию всемирно известной симфонической сказки «Петя и волк», которую Сергей Прокофьев написал по заказу Наталии Сац специально для Центрального детского театра, и продолжает цикл мероприятий к 100-летию РАМТа. Сюита была впервые исполнена 5 мая 1936 года на Большой сцене нашего театра. Тогда текст от автора читала сама Наталия Сац.

«Эксперимент в этой работе – соединение довольно консервативного мира классической музыки с театральной стихией, игрой и хулиганством, без которых сложно представить современный театр для детей, – говорит режиссер Егор Перегудов. – Поиск острой, гротесковой формы для советских морализаторских детских историй – это необходимое условие диалога театра с сегодняшним зрителем. И только в юбилей возможно увидеть, как музыканты «Персимфанса» становятся драматическими артистами, а артисты РАМТа музицируют и занимаются ритмодекламацией». 

В основе спектакля – либретто музыкальных сказок «Петя и Волк» Сергея Прокофьева и «Володя-музыкант» Леонида Половинкина. Форму «оркестра без дирижера» создатели объединяют с жанрами симфонической сказки и драматического театра. Задача эксперимента – заново открыть для современной музыки наследие советского авангарда и научить детей воспринимать симфоническую музыку.

«Работая над сказками Половинкина и Прокофьева, мы сразу обнаружили их общую основу: взаимное притяжение между абстрактной симфонической формой и поиском простоты, радости и трогательного содержания. Наивное высказывание в академическом искусстве вызывает трепет исследователя, увидевшего наскальные рисунки в пещере – сквозь примитивную форму просвечивает искренний поиск красоты мира», – отмечает Петр Айду. 

Музыканты оркестра Персимфанс (Первый симфонический ансамбль без дирижера) окончательно нарушают академический этикет. В масках животных из стада пионера Володи они «пасутся» на поляне со скрипками и гобоями в руках. Птичка-флейта летает под колосниками, а Волк из трёх валторн ездит на мотоцикле с коляской. 

Напомним, что в 1936 году Наталия Сац, дочь автора музыки к легендарной «Синей птице» в МХТ Ильи Саца, заказывает композиторам Сергею Прокофьеву и Леониду Половинкину произведения в новом жанре симфонической сказки – специально для Центрального детского театра (ЦДТ). Концепция отвечала самым передовым идеям времени: сделать академическую музыку доступной для широких масс, научить детей воспринимать симфонии и придать оркестровой музыке свежесть и искренность «детского» жанра. 

По заказу Наталии Сац было создано два произведения: «Петя и волк» Прокофьева и «Володя-музыкант» Половинкина. Но их ожидала абсолютно противоположная судьба. Симфоническая сказка «Петя и волк» стала мировым хитом, а партитура «Володя-музыкант» даже не была издана и никогда не исполнялась вне сцены ЦДТ. Таким образом, проект РАМТа возвращает на карту академической музыки незаслуженно забытое имя Леонида Половинкина – «тихого гения музыки», как говорила о нем Наталия Сац.

Персимфанс (аббревиатура от ПЕРвый СИМфонический АНСамбль без дирижера) – оркестр, продолжающий музыкальные идеи русского авангарда 20-х годов ХХ века. Союз музыкантов, художников и исследователей, которых объединяет идея исполнения музыки вне авторитарной системы привычного оркестра – что сродни идеям горизонтального театра сегодня. Отмена иерархии превращает исполнителей в со-авторов, все решения принимаются в процессе свободных дебатов, а симфоническую форму пронизывает дух свободного авторского высказывания. 

Author

Поделиться: