На фото – дирижер Алексей Соболев и координатор благотворительных проектов Вера Шейнина

Проекту Российского национального оркестра «Солисты РНО – детям и юношеству» исполняется 25 лет. По традиции один из концертов этого цикла музыканты дают в канун Дня памяти жертв Чернобыльской катастрофы.

Есть в истории человеческой цивилизации даты, которые не просто разделяют ее на «до» и «после», но обозначают рубикон, перейдя который жизнь наша меняется необратимо. 26 апреля 1986 года – одна из таких дат.

Когда четверть века назад проект «Солисты РНО – детям и юношеству» делал свои первые шаги, его аудиторией были преимущественно питомцы музыкальных и художественных школ, для которых общение с искусством является, в сущности, образом жизни. Но впоследствии главным объектом внимания стали те, кому по разным причинам – в силу серьезных проблем со здоровьем или сложных жизненных обстоятельств – такого общения остро не хватает.

Просветительские и образовательные программы занимали важное место в деятельности оркестра с момента его создания. Новый импульс это начинание получило в 1997 году, когда к его реализации подключилась компания «Шеврон Нефтегаз Инк.», известная своей благотворительной деятельностью.

На фото – Максим Рубцов (флейта)

– Мы не задавали нашему партнерству каких-то жёстких рамок, – признается Вера Шейнина, советник по общественным связям компании, – чтобы он мог развиваться так, как подсказывает время. Концерты проекта проходят в детских больницах, в школах-интернатах и детских домах. Нередко концертным залом становится зал известного музея, куда музыканты приглашают ребят из многодетных и малообеспеченных семей. По силе воздействия на человека музыку не с чем сравнивать, не случайно же ее называют лекарством и для души, и для тела. Нашими партнёрами в разное время становились Государственный музей истории русской литературы им. В.И. Даля, Российский национальный музей музыки, Музей Москвы, Исторический, Третьяковская галерея. В этот раз нам оказал гостеприимство музей Пушкина на Пречистенке.

В этом году исполняется 35 лет со дня одной из самых страшных техногенных катастроф современного мира, последствия которой жители планеты ощущают на себе и сегодня. Один из концертов цикла всегда проводится в преддверии Дня памяти жертв Чернобыльской катастрофы, когда в зале собираются семьи тех, кто погиб, выполняя свой служебный долг, ликвидируя последствия этой трагедии. Среди тех, первых слушателей, были, конечно же дети, которых осиротил Чернобыль. Сегодня, спустя четверть века они приводят на концерты РНО своих детей, а кое-кто – уже и внуков. Так музыка соединяет поколения неразрывной цепью благодарной человеческой памяти.

В минувшем году, не смотря на пандемию, проект «Солисты РНО – детям и юношеству» состоялся, хотя и прошел в режиме он-лайн в Концертном зале имени П.И. Чайковского. В концерте приняли участие юные музыканты – стипендиаты программы «Новые имена», а трансляцию осуществил сайт Московской филармонии. К счастью, в этом году публика смогла вернуться в залы. Алексей Соболев не в первый раз становится за дирижерский пульт концертов, проходящих в рамках проекта:

– Мы очень рады возможности живого общения с нашими слушателями, – признается молодой дирижер, – для таких выступлений это особенно важно. К концерту, посвященному памяти тех, кто погиб при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, мы готовимся с особым чувством – если бы не эти люди, наша жизнь могла бы сложиться совершенно иначе. Программу мы каждый раз составляем так, чтобы в нее входили произведения, которые не просто могут показать диапазон мастерства солистов и оркестра, но и несут в себе заряд позитивной энергии – что лучше музыки может залечивать душевные раны? В этот раз в программу вошли сочинения, которые украшают концертный репертуар ведущих мировых солистов и коллективов. Это было своеобразное путешествие во времени от эпохи барокко, до популярной американской киномузыки ХХ века.

На фото – солисты Ольга Чепижная (скрипка) и Виталий Назаров (гобой)

 – Эмоциональный заряд таких концертов всегда необычайно высок, – делится впечатлениями скрипачка Ольга Чепижная. – Музыка способна проникнуть в душу любого человека, независимо от его происхождения, воспитания, характера и жизненного опыта. Это действительно универсальный язык общения, способный объединить самых разных людей, помочь им понять и разделить чувства друг друга… А разделённые чувства облегчают тяжесть ноши, которую приходится нести человеку по жизни, избавляют от одиночества и изолированности, с которыми нам так часто приходится сталкиваться. И с этой точки зрения, конечно, наши концерты важны не только нашим слушателям с их нелегкой судьбой, но и нам самим, сопереживающим им.

 – Музыка прекрасна своим многообразием, – вторит коллеге гобоист Виталий Назаров. – В том, чтобы каждый день прикасаться к нему, и состоит абсолютное счастье нашей профессии. И, наверное, музыкант, не находящий для себя отрады в том или ином музыкальном произведении, вряд ли может стать хорошим передаточным звеном в цепочке композитор-музыкант-слушатель. Каждому человеку время от времени приходится преодолевать сложные этапы в жизни, понимая, что справиться с трудностями он может только сам, а поддержать его может только музыка. Невозможно предугадать, в какой момент и какое именно музыкальное произведение «сработает», сделает жизнь хоть немного легче, покажет хотя бы лучик смысла в существовании, позволит смириться с теми или иными событиями… Любая, даже самая простая мелодия может стать тем всемогущим лекарем, который иногда нам так необходим.

Трудно не согласиться с музыкантом. Последним произведением в программе концерта была «Джига на копеечной дудочке» композитора Генри Манчини из фильма «Молли Магуайерс», в которой солировал флейтист Максим Рубцов. Темпераментная мелодия так заразила слушателей, что зал начал аплодировать еще до того, как она отзвучала, а затем настоятельно потребовал исполнить ее на бис. И тут случилось то самое обыкновенное чудо, когда музыканты и слушатели составляют единое целое – руководимые дирижером, одни играли, другие аплодировали точно в такт. И оставалось только повторить вслед за замечательным поэтом Владимиром Лазаревым:

Всё – музыка, в конце концов,
И, требуя проникновенья,
Возникло музыки лицо,
Ускорив ритм сердцебиенья…

Фотографии предоставлены пресс-службой

%d такие блоггеры, как: