ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕАТР В РОССИИ XX–XXI ВЕКОВ. КОНФЕРЕНЦИЯ В ЦЕНТРЕ ВОЗНЕСЕНСКОГО

30 и 31 марта Центр Вознесенского при участии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Государственного института искусствознания и Российского института театрального искусства – ГИТИС провел научную конференцию «Поэтический театр в России ХХ–ХХI веков».

Более 30 специалистов в области театроведения, литературной и театральной критики и филологии представили свои доклады о поэтическом театре Юрия Любимова, Аллы Демидовой, Юрия Бутусова, Дмитрия Крымова, Кирилла Серебренникова и других режиссеров, а также о театральных экспериментах начала века: спектаклях футуристов, Московского Художественного и Камерного театров.

Целью конференции было изучение на материале отечественных постановок XX и XXI веков процесса формирования и развития во времени синтеза литературного и сценического искусств, и определение его форм. 

Одним из основных теоретических вопросов была попытка найти определение данного явления. Стоит отметить, что определения «поэтического театра» в энциклопедиях нет. Об этом неоднократно говорили докладчики. Но в «Словаре театра» Патриса Пависа есть статья, посвященная поэзии в театре и драматической поэме.  

Первое, что приходит в голову, поэтический театр – это поставленный на сцене поэтический текст, будь то драма или цикл стихотворений. Так скажут многие и будут правы. Но если обратиться к статье Давида Самойлова «Что такое поэтический театр», то можно найти определение, что такой театр, «…как и поэзия, ищет точную и яркую деталь, в которой концентрируется идея целого». И в таком случае поэтическим становится фактически любой сценический текст.

Так в чем же феномен «поэтического театра»? На этот вопрос попробовали ответить выступавшие.

Куратор конференции Юлия Гирба разбила доклады на временные блоки. Таким образом, в течение двух дней мы смогли проследить, как рождался поэтический театр, какие тенденции присущи определенному времени, какое влияние театр 20х-30х годов оказал на поэзию и спектакли «оттепели», каким образом спектакли шестидесятников вступают в диалог с нынешним временем, и что нового возникает в жанре в 21 веке. 

Виталия Якимова

Особое место на конференции было отведено Театру на Таганке. Помимо исследований, связанных с постановками Юрия Любимова, были прочитаны доклады о влиянии режиссера на творчество Вознесенского и современных постановщиков, поэтическом театре Аллы Демидовой и проекте «Звезда» в «Гоголь-центре.

Виталия Якимова в своей статье «Оттепель 1960-х годов и ее взаимосвязь с театрально-поэтической практикой Театра на Таганке» говорит о том, что первый поэтический спектакль «Антимиры», поставленный Любимовым на стихи героя «оттепели» Андрея Вознесенского был гимном поэзии, человечности, огромному щедрому миру. Во втором спектакле «Павшие и живые» звучали голоса погибших поэтов-фронтовиков, имена которых были забыты. В постановке читали стихи как Симонова и Светлова, так и Когана, Кульчицкого, Гудзенко. Автор анализирует особенности режиссерского стиля Ю. Любимова, обращение к нетеатральным текстам эпохи и общую характеристику «лица» труппы.

Также докладчик упоминает о том, что и позже Любимов неоднократно обращался к поэтическому театру: выпустил спектакли по стихам Маяковского, Пушкина, работал над поэмами Есенина «Пугачев» и пушкинским «Евгением Онегиным».

В статье исследуются первые годы существования труппы, от 1963-64 до 1970-х, и делается вывод о том, как театр стал проводником идеалов послевоенного времени.

Евгения Абелюк

Своеобразие пьесы Андрея Вознесенского «Берегите ваши лица» исследовала  заведующая Лабораторией изучения творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX–XXI вв. Евгения Абелюк. Она сосредоточилась на структуре поэтического языка пьесы.

Автор отмечает, что текст пьесы очень разноплановый – он включает как  поэтические монологи и диалоги, так и видеомы Вознесенского, сопровождается многочисленными, обычно развернутыми ремарками, содержащими описание сценографии, костюмов, отдельных мизансцен, пантомим; в него инкорпорированы и краткие ремарки, указывающие на характер движений актеров и то настроение, которое эти движения призваны передавать. «Своеобразие пьесы «Берегите ваши лица» во многом было определено и опытом общения А. Вознесенского с Театром на Таганке (в качестве автора спектакля «Антимиры» и члена Художественного Совета), и его профессиональной близостью к изобразительным искусствам и визуальной поэзии», – подчеркивает докладчик.

Отметим, что спектакль «Берегите ваши лица» был поставлен в этом году в Центре Вознесенского.

Татьяна Левченко

Главный эксперт Лаборатории изучения творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX- XXI вв., НИУ ВШЭ Татьяна Левченко в своем докладе «Поэма «Мед» Тонино Гуэрры в постановке Ю.П. Любимова: от поэтической метафоры к сценической» представила не только детальное описание работы над постановкой, но и исследование самой поэмы. В статье разбираются сценические метафоры, говорится о том, насколько важны были вещи, связанные с писателем. Также проводятся параллели с фильмом «Амаркорд» Феллинни. По мнению автора, спектакль является и попыткой человека осознать свое бытие и связь в Богом, и одновременно с этим – «продолжением того критического осмысления истории России, которое Любимов предлагал зрителю каждой своей постановкой». «Мед», подчеркивает Левченко, это диалог двух великих мастеров о «трагических катаклизмах в судьбах поколений обеих стран, переживших распад традиционных укладов жизни, диктатуры и войны в ХХ веке».

Алла Шендерова

Говоря о Таганке, нельзя, конечно, обойти вниманием творчество Аллы Демидовой (доклады о ней представили два театроведа – редактор журнала «Театр» Алла Шендерова и старший научный сотрудник Музея Марины Цветаевой Наталья Шаинян).

В работе Шендеровой «Поэтические антимиры Аллы Демидовой» исследуется творческий путь актрисы, ее индивидуальная манера чтения, а также замысел и постановка  анализ спектакля «Федра» по трагедии Марины Цветаевой и ее дневниковым записям (1988), режиссером которого стал Роман Виктюк, а литературная основа была предложена самой Демидовой. Автор пытается реконструировать процесс создания «Федры», возникавшей в переломный момент освобождения отечественного театра от советских идеологических рамок, и это помогает понять процесс работы над поэтическим спектаклем вообще. В тексте использованы опубликованные и неопубликованные интервью, данные Аллой Демидовой автору статьи в разные годы.

Наталья Шаинян

Наталья Шаинян в своей работе исследует два сценических текста Романа Виктюка, сделанных по «Федре» Марины Цветаевой. Один из них – постановка 1988 года в Театре на Таганке с участием Аллы Демидовой, второй – постановка 2015 года в своем театре, где главную роль сыграл Дмитрий Бозин. Автор пробует проследить эволюцию режиссерского подхода и вычленить ключевые элементы, которые составляют феномен поэтического театра Романа Виктюка.

Антон Хитров в своем докладе «Проект “Звезда”: как “Гоголь-центр” заболел Серебряным веком – и при чем тут Таганка», – проводит параллели между поэтическим театром, родившимся на Таганке и проектом «Звезда» в Гоголь-центре.

Антон Хитров

Он говорит о том, что художественной задачей «Гоголь-центра» была скорее поиск нового протагониста, и именно поэтому театр обращается к фигуре поэта. Более того, с точки зрения докладчика, «Гоголь-центр» и был задуман как аналог ранней «Таганки». Как отмечает Хитров, «амбиции этой площадки – далеко не только театральные, она ощущает себя оазисом альтернативной культуры». И именно поэтому тут возникает театральная пенталогия «Звезда», посвященная пяти поэтам Серебряного века – Анне Ахматовой, Михаилу Кузмину, Осипу Мандельштаму, Владимиру Маяковскому и Борису Пастернаку.

«Все работы, входящие в пенталогию, отталкиваются от поэтических спектаклей Юрия Любимова в Театре на Таганке, но режиссеры, работавшие над ними — очень разные, поэтому каждый проект предлагает свою оригинальную концепцию поэтического театра», – делает вывод автор.

Еще две работы, которые я хотела бы отметить, связаны с именем Андрея Вознесенского. Это доклады Светланы Мурзы и Анастасии Казьминой о рок-опере «Юнона и Авось» в Театре Ленком.

Светлана Мурза

Светлана Мурза рассматривает две постановки – американскую «Гамильтон» (2015 г.) и советскую «”Юнона” и “Авось”» (1981 г.). Автор выявляет совпадения в художественной форме спектаклей: использование новой ритмичности как в поэтическом, так и в музыкальном языке (рок – в «Юноне» и речитатив хип-хопа – в «Гамильтоне»), радикальные постановочные решения и главные герои, которые становятся представителями поэтов. Автор делает вывод о том, что данные сценические произведения не только «воплощают современный ему исторический контекст, но и предвосхищают грядущие социальные перемены».

Анастасия Казьмина

Анастасия Казьмина в своей работе рассказывает об истории создания поэмы Вознесенского «Авось» и рок-оперы «“Юнона” и “Авось”» Алексея Рыбникова и режиссера Марка Захарова в театре «Ленком»; сравнивает текст поэмы и либретто спектакля, исследует систему образов, выделяет ключевые темы и мотивы. Докладчик обращает внимание на мизансцены, метафоры и символы спектакля, а также пробует проследить перемены, которые происходили со спектаклем на протяжении 40 лет.

 

Еще одна группа докладов, которую мне бы хотелось выделить, связана с современным театром. И здесь я хочу отметить четыре работы: Веры Сенькиной, посвященной визуальному театру Бориса Понизовского и его учеников; Юлии Шнайдер – о спектакле Театра им. Ермоловой «Из пустоты. Восемь поэтов», Анастасии Хахалкиной – о «Тритпихе» Фоменко и Виолетты Гудковой – о «Борисе» Дмитрия Крымова.

Вера Сенькина

Вера Сенькина в своем докладе утверждает, что поэтическим может быть любой театр, где принципы построения спектакля созвучны законам поэзии: метафоризм, ассоциативность, рифмовка и рефрен образов, контекстуальность и зоны умолчания. Автор рассматривает идеи Бориса Понизовского, представителя неофициальной художественной культуры Ленинграда 1950-х–1990-х гг., связанные с поэтическим языком сцены; принципы создания поэтического образа в театре и его семантики в процессе перехода от слова к визуальному воплощению и последующей дешифровки зрителем в спектаклях его учеников Максима Исаева и Павла Семченко в Инженерном театре «АХЕ» и Яны Туминой.

Анастасия Хахалкина

Анастасия Хахалкина исследует принципы поэтического театра в «Триптихе» Петра Фоменко. Она отмечает, что композиция спектакля, выстроенная по принципу «ассоциативного сопряжения мотивов», обнажала поэтическое развитие сюжета; по мнению автора, в нем изначально была заложена вариативность актерских прочтений, которая выражалась в выборе различных речевых интонаций.

Виолетта Гудкова пробует проследить связи спектакля Дмитрия Крымова «Борис» с наследием Анатолия Эфроса и Юрия Любимова, исследует театральную структуру постановки, семантику сцен и инженерию режиссуры и рассматривает их в контексте его работ последнего десятилетия.

Алексей Киселев

Особняком стоят четыре доклада, два из которых связаны с обэриутами, один посвящен театру Гедрюса Мацкявичюса, последний исследует принципы создания вокально-поэтического спектакля Георгия Свиридова «Отчалившая Русь» на стихи Есенина.

Юлия Гирба  в своем докладе исследует специфику постановок поэтических текстов обэриутов на 2000-х годов. На материале спектаклей Михаила Левитина, Александра Пономарева, Юрия Любимова, Максима Диденко автор делает вывод о том, как меняется отношение к текстам обэриутов в наше время.

Алексей Киселев в своем докладе «Как ставят «Елку у Ивановых» Александра Введенского в России» анализирует устройство пьесы и адресует к работам Александра Пономарева, Дениса Азарова и Видаса Барейкиса. А также к альбому Леонида Федорова «Безондерс» как к аудиоспектаклю по мотивам «Елки у Ивановых» Введенского.

Вадим Щербаков

Петр Воротынцев исследует принципы создания вокально-поэтического спектакля Свиридова «Отчалившая Русь» на стихи Есенина. Автор статьи рассматривает шедевр Георгия Свиридова в контексте проблем поэтического театра и вопросов художественного бытования поэзии на сцене.

Вадим Щербаков в своей работе «Откровения театра «ходячей истины». Поэтический театр пластической драмы (театр Гедрюса Мацкявичюса)» вспоминает об ансамбле пантомимы, где в качестве художественного языка были выбраны невербальные средства: движение и формы человеческого тела, музыку и физическое действие, изобразительное искусство и пространственные композиции. Разбирая спектакль «Вьюга» автор делает вывод, что пластический театр тоже может быть поэтическим, потому что в полой мере передает все эмоции поэта. 

Доклады Григория Заславского и Елены Пенской носили обобщающий характер.

Заславский в своей работе «Поэтический театр в отечественной традиции и сегодняшней театральной практике» анализирует особенности поэтического театра второй половины ХХ века на примерах спектаклей «Борис Годунов» и «Павшие и живые»  в Театре на Таганке, «Настоящее» Александра Пономарева и «Личное дело №…» объединения «Творческие мастерские» и «Приключение» Ивана Поповского,а также пытается сформулировать особенности поэтических спектаклей и бытования поэта на театральной сцене в последние годы («Полоний» Политеатра, клубные представления «Кризиса» Всеволода Емелина, спектакли по стихам А. Родионова и Е. Троепольской в Мастерской Дмитрия Брусникина).

Елена Пенская в докладе «Поэтический театр в современном культурном ландшафте» рассматривает «Мхатовские чтения» Марины Брусникиной, спектакль «Из пустоты… (Восемь поэтов)» Театра имени М.Н. Ермоловой, моноспектакли в театре «Практика» («Все вокруг»), «Рыжий» «Мастерской П.Н. Фоменко» – «музыкальное путешествие из Екатеринбурга в Свердловск и обратно», поэтическая постановка «Наше» («Стихи, которые нас меняют») Эдуарда Боякова и анализирует ключевые тенденций в современном поэтическом театре и возможных прогнозах его развития.

К сожалению, невозможно подробно рассказать о каждом из докладов, представленных на конференции. Для того, чтобы подробно изложить все, о чем говорили докладчики, нужно было бы расшифровать почти двенадцатичасовую конференцию, и вышла бы довольно приличная книжка. А потому ограничусь уже изложенным, тем более, что по итогам конференции скоро будет выпущена книга статей.

Фотографии предоставлены пресс-службой

 

%d такие блоггеры, как: