ПРОСТАЯ ЖИЗНЬ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА

Анна Оконова

«Горбачёв» – одна из самых ожидаемых премьер этого сезона в Театре Нации. В спектакле всего две роли – Михаил Сергеевич Горбачёв и его жена Раиса Максимовна, играют их Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Режиссёр Алвис Херманис раньше уже работал в этом театре – поставил здесь ставший легендарным спектакль «Рассказы Шукшина».

Спектакль «Горбачёв» не про генсека/президента или политику, а про семейную чету, прожившую вместе почти полвека, это трогательная история нежной любви на фоне исторических событий. По словам режиссера, для него их жизнь – такой архетип взаимоотношений между мужчиной и женщиной, когда мужчина всю жизнь добивается эту женщину. Работая над сценарием, режиссер изучил документальные фильмы, интервью, мемуары. Была и личная встреча автора и исполнителей с героем. В связи с этим на сцене монологи преобладают над диалогами.

Херманис не сразу показывает Миронова и Хаматову в образах Горбачёвых. Актеры появляются на сцене в обычной одежде, без грима и париков. На сцене просторная гримерка – стены из белого кирпича и два стола с зеркалами и подсветкой увешаны фотографиями разных лет четы Горбачёвых. Кругом полки с париками и рейлы с одеждой и обувью, на переднем плане аккуратная кушетка (художник – сценограф сам Херманис, художник по костюмам Виктория Севрюкова). Неизменное пространство будет попеременно то больничной палатой, то комнатой в студенческом общежитии, то снова гримеркой, то загородным домом. Зрители одновременно будут находиться и за кулисами спектакля и в «закулисной» жизни бывших первых лиц государства.

Актёры начинают готовиться – читают по ролям, ищут интонации и жесты, одновременно наносят грим и примеряют парики. Миронов практикует южный говор, с характерными ударениями. Чулпан еще немного остается собой, ходит по сцене с пачкой текста в руках, пробует приподнятую манеру речи, периодически подглядывает в бумаги, комментирует характерные черты. Далее перевоплощения будут продолжаться, по мере взросления сходство будут расти, не только игрой, но и внешним видом. Особенно у Миронова, от прически в юности через ряд париков к силиконовой маске с лысиной и родимым пятном в последней сцене.

Герои рассказывают о своей жизни. Перед нами мелькают узнаваемые кадры кино 50-х. Тяжелая работа в поле трактористом – и вот перед нами одетый в клетчатую рубашку молодой Михаил, еще с густыми волосами на пробор. Поступление двух золотых медалистов из провинции в МГУ: Горбачёв-Миронов в коричневом костюме с широкими брюками, к лацкану пиджака приколот орден Трудового Красного Знамени, модная прическа 50-х. Раиса-Хаматова в платье в мелкий горошек, активная, старательно позитивная и яркая. Посиделки в комнатах на тридцать человек, первая прогулка до общежития. Ария Ленского, спетая дурным голосом как компенсация за пропущенный концерт любимого певца и звонкий смех, доносящийся через толстые варежки, которыми от смущения Раиса прикрыла лицо. Романтическое свидание в комнате общежития, где первая близость сопровождается фразой: «Это был вечер, который означал для нас усе и навсегда!», произнесенная Мироновым с идеальным акцентом Горбачева. Свадьба в диетической столовой.

Знакомству и дальнейшей жизни пары режиссер уделяет больше времени, чем работе Горбачева. Переезд в Ставрополь из-за распределения туда Михаила и драматический момент – отказ Раисы от ее московского распределения и решения следовать за Мики как в частной жизни она его называла (а он ее Захарка).

Полный оптимизма монолог Раисы о Ставрополе, городе, где много зелени, портит лишь одна деталь – количество мух, и брезгливое выражение лица героини сильно контрастирует с радостным тоном.

Переезд на кремлевскую дачу, после получения будущим генсеком места в ЦК и переживаниях от одиночества: принимать гостей в их новом кругу категорически не принято, а порой и опасно. Раиса-Хаматова, капризничает от невозможности поменять мебель по своему вкусу, в этот момент, она не жена политика, а просто женщина со своими желаниями и слабостями, заботящаяся о семье и уюте.

Херманис показывает Горбачёва редким политиком, у которого власть не встала на первое место. В августе 1991 года он по возвращении в Москву поехал не к Белому дому, а в больницу – ухаживать за супругой, которая перенесла микроинсульт.

После смерти Раисы их любовь не закончилась, Михаил двадцать лет хранит воспоминания о супруге. Он полностью сохранил ее гардероб. Миронов в латексной маске, полностью повторяющей черты лица постаревшего героя, бережно демонстрирует коробку с капроновыми колготками, разъясняя, что каждая пара была подписана, какие к какому костюму подходят. Он бережно перебирает, висящие на рейле вещи: это первое купленное им платье, а в этом костюме она с ним ездила на мероприятия, а в этом платье он ее впервые увидел.

Композиция спектакля закольцовывается. Все начинается с последнего разговора в немецкой больнице, где Раиса умирала от лейкоза и им же заканчивается. Только в начале о ночи воспоминаний рассказывают актеры, заглядывая в листы с текстом. А в конце уже сам Горбачев, грузный, постаревший и пришедшая из воспоминаний, снова юная, звонкая Раиса, облаченная в короткое свадебное платье с фатой, босая, держащая в руках туфли. Умирая, она вспоминала день свадьбы и волновалась, вернули ли соседке по общежитию, одолженные 46 лет назад туфли.

Фотографии с сайта театра

Author

Поделиться: