МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ ВИРТУАЛЬНОГО ТЕАТРА

За время пандемии мы, кажется, успели увидеть множество разнообразных театральных экспериментов: от перформансов в инстаграме до совместных читок пьес, от трансляций классических постановок до блиц-интервью с артистами и даже домашних музыкальных концертов. Но новый проект «Виртуальный Художественный Театр», похоже, взялся за дело всерьез и с нескрываемыми амбициями: теперь нам представлен полноценный театр, существующий в виртуальном пространстве – с труппой, постановочной группой и репертуаром.

Спектакли ВХТ, как сокращенно именуется проект, играются в системе zoom, так что посмотреть их может любой желающий: надо просто пройти по соответствующей ссылке. А дальше – в нескольких маленьких окошечках начинает разворачиваться самое настоящее театральное действо.

Спектакль «Про Витьку и Ваню. Рассказ Володи» стал одним из самых популярных спектаклей нового театра. Главная предпосылка тому совершенно понятна: в основу спектакля положен текст Владимира Высоцкого, а все, что связано с именем Высоцкого, в нашей стране обречено, как минимум, на повышенное внимание. Однако создатели театра – автор инсценировки и генеральный продюсер Павел Сурков и художественный руководитель и режиссер Наталья Сажина – выбрали для постановки очень правильный художественный материал.

«Детская поэма» Высоцкого – текст не слишком известный, он не был положен автором на музыку и вообще никогда не исполнялся публично. Так что о его существовании знали, разве что, лишь знатоки творчества Высоцкого – для самого же поэта это было некоей «пробой пера», попыткой написать большое произведение на актуальную школьную тему: о том, как двое друзей, разных по характеру, решили смастерить в дедовском гараже космическую ракету и отправиться на ней в межпланетный полет. Смешная, по-своему трогательная и даже несколько наивная история так и существовала в черновиках Высоцкого, пока не была впервые опубликована лишь в конце 80-х годов (и перепечатывалась с тех пор, разве что, лишь в собраниях сочинений).

Но авторы спектакля очень точно подметили театральность текста Высоцкого: он отлично разбивается на реплики, в нем есть и несколько ярких конфликтов, и весьма забавный сюжет, чрезвычайно актуальный сегодня – подобная история вполне могла произойти и в 70-е, когда писалась поэма, да и в наши дни ей тоже может найтись место. Хулиганистые ребята и беспокоящиеся за них взрослые – а особняком стоит история дедушки-изобретателя, непризнанного и непонятого, но при этом – совершенно не озлобившегося на окружающую действительность и воспитывающего во внуке ту же страсть к изобретениям и открытиям. 

Система виртуального театра позволяет объединить в одном спектакле актеров из разных театральных коллективов и школ – но символично, что в «Витьке и Ване» играют, в основном, актеры Театра на Таганке, и первую скрипку здесь играет, конечно же, Вениамин Смехов. Вениамин Борисович в последние годы очень избирательно подходит к ролям, изредка выходя на сцену родной Таганки, а также участвуя в «Иранской конференции» Театра наций – вот, собственно, и вся на сегодняшний день его активность в рамках классического театра. Артист при этом регулярно выступает с собственными поэтическими коллажами и литературными чтениями – но участие в спектакле ВХТ полноценно демонстрирует нам многогранность таланта Смехова-актера.

Он играет здесь сразу две роли: рассказчика и деда, того самого, забавного изобретателя. Конечно, сама система несколько ограничивает возможности действия – но театральное перевоплощение происходит прямо на наших глазах: вот Смехов вдруг надевает смешную шапку, меняет тембр голоса – и перед нами возникает смешной старичок, в котором нет и следа от стати Смехова-чтеца. И это превращение, происходящие прямо перед нами – одно из бесспорных достоинств виртуального театра.

Актеры здесь, конечно, стеснены в действиях – маленькие окошки трансляции не позволяют развернуть полноценное физическое взаимодействие, но зато мы видим их эмоции, мимику, глаза буквально на расстоянии вытянутой руки. Виртуальный спектакль – это игра напрямую для зрителя, прямой диалог с каждым, кто находится по другую сторону камеры. И особенно важно, что ВХТ не использует записи: все спектакли играются вживую, в прямом эфире, здесь и сейчас.  Конечно, могут случиться и некоторые технические сбои – но это лишь подчеркивает живой процесс рождения театрального действа на наших глазах. А то, что игра актеров идет «по-мейерхольдовски» через зрителя, глаза в глаза, прямиком в виртуальный зал – как раз и подчеркивает новаторский дух увиденного.

Но и партнерское взаимодействие здесь присутствует в полной мере: занятые в заглавных ролях Витька (Никита Лучихин) и Ваня (Андрей Кудзин) отлично играют двух неразлучныз друзей, которые и спорят, и ссорятся, и мирятся, и защищают друг друга. Ну а Папе (Дмитрий Высоцкий) и Маме (Мария Матвеева) ничего не остается, кроме как изредка сетовать на проделки детей, но при этом – конечно же, прощать им все их незлобивые выходки.

«Про Витьку и Ваню» — спектакль простой и трогательный, но вместе с тем – удивительно светлый: не ждите от него излишнего морализаторства или пафосных панегириков Высоцкому. Больше всего он напоминает ранние эксперименты любимовской Таганки – когда артисты объединялись во многом для того, чтобы показать зрителю что-то неведомое, доселе невиданное, спорное, но при этом – интересное. И, кстати, у ВХТ сложилась еще одна, совершенно не традиционная для классического театра традиция: после спектакля зрители не расходятся, а могут вживую обсудить с актерами увиденный спектакль и напрямую пообщаться с каждым из них.

Сегодня традиционный театр начинает возвращаться к нам в полной мере – увеличивается заполняемость зала, расширяется репертуар. Но новые формы и эксперименты тоже продолжают жить и развиваться – и мы верим, что и у Виртуального художественного театра впереди очень большие победы. Во всяком случае, старт проекта весьма убедителен – и будем надеяться, что дальше будет еще интересней и технические безупречней.

Фотографии предоставлены организаторами

 

%d такие блоггеры, как: