Спектакль «АЛЛО», созданный под эгидой проекта «Разговоры» фонда «Альма матер» выдвинут на «Золотую маску» в номинации «Эксперимент». Телефонный разговор как театральное искусство? А почему бы и нет!

Кто из завзятых театралов не мечтал оказаться в зрительном зале в полном одиночестве, чтобы актеры сыграли спектакль исключительно для него, единственного и неповторимого. Что ж, если представить театральным залом собственную квартиру, то такое вполне возможно: раздается звонок телефона, вы поднимаете трубку и становитесь не только зрителем, вернее, слушателем, спектакля, но, фактически, и его участником. Если товарищ Маяковский полагал вполне возможным сыграть ноктюрн на флейтах водосточных труб, то почему нельзя сыграть спектакль, скажем, на арфе телефонных проводов, пусть даже и оптоволоконных?

Идея, как вы уже, наверное, догадались, родилась во время карантина, когда о том, чтобы сходить на спектакль в настоящий театр можно было только мечтать. Напряжения ситуации добавляло и то, что было совершенно непонятно, сколько будет длится этот добровольно-принудительное заточение. Да, у каждого из нас было в распоряжении окно в «дивный новый мир» в виде экрана хитроумного компьютерного устройства. Но там, за этим «окном» было слишком много людей, занятых, преимущественно, своими собственными делами – никакой гарантии, что им действительно захочется увидеть, услышать, и главное, понять именно тебя. Ну, как тут не впасть в отчаяние…

Примерно такие мысли терзали режиссера Бориса Павловича в апреле прошлого года. И когда новое не срабатывает, на ум, как это зачастую и бывает, приходит хорошо забытое старое: он начал звонить друзьям и близким. Не в видео-формате, в обычном. Как в незапамятные времена, когда собеседника не видишь и можешь на полную катушку включить собственное воображение. Одной из его собеседниц была драматург Элина Петрова. И их разговор дал начало одному из самых необычных театральных проектов «эпохи коронавируса» — спектакль для двоих, где зритель/слушатель получает возможность самому стать артистом. Так что в каком-то смысле номинантами «Золотой маски» впервые за всю историю главной театральной премии страны становятся и зрители.

Пьеса, придуманная Элиной Петровой, оставляет достаточно простора и для индивидуальной истории зрителя, и для импровизации актера. Хотя, в строгом смысле слова текст, который перед спектаклем высылается собеседнику, не только драматургическое произведение, сколько канва, по которой оба «исполнителя» могут вышить нечто уникальное. В реальном театре на ход спектакля ты повлиять никак не можешь. Благодарные аплодисменты в финале или гневный демарш к выходу прямо посредине действия – вот все, что остается публике. В спектакле по телефону все завязано на реакцию слушателя, он будет таким, какими будут чувства и мысли, вырванные артистом у своего собеседника. Разговор может сложиться, а может и не сложиться – и в этом заключена особая, так сказать дополнительная интрига.

Разумеется, во время вынужденного карантина, спектакль изначально заряжался мощной энергетикой, рожденной внезапным и резким отрывом обоих участников от привычного образа жизни. Сегодня все будет выглядеть и восприниматься иначе, но от этого сам проект не становится менее актуальным. С 1 марта на сайте проекта можно снова подавать заявку на «спектакль лично для меня». И пока можно только гадать сколько «открытий чудных» ожидает создателей и участников этой необычной постановки. А они – открытия – непременно будут. Не потому, что ограничений стало существенно меньше, а потому, что природа человеческая остается неизменной – нам хочется тепла и внимания не вообще, а адресованных именно нам. Когда на том конце «провода» раздается заинтересованное «Я вас слушаю!» — ну, разве это не счастье?..   

%d такие блоггеры, как: