В МОСКВЕ ОТКРОЕТСЯ ВЫСТАВКА-ИНСТАЛЛЯЦИЯ ОБ ОЛЕГЕ ШЕЙНЦИСЕ

Фото из книги «Зачем нужен художник?»

С 3 марта по 30 апреля в Еврейском музее и центе толерантности пройдет выставка-инсталляция «Щейнцис. Эссе в четырех картинах».

Она создана коллективно группой художников разных направлений. Все они объединены памятью о выдающемся режиссере-сценографе, педагоге Школы-студии МХАТ, друге – Олеге Шейнцисе.

«Олег Шейнцис никогда не был простым исполнителем, а именно полноправным соавтором. Он был настоящим реформатором сценического пространства, его идеи были неожиданными, его художественная эстетика, по сути, революционной, – рассказывает Председатель СТД РФ Александр Калягин. – Он был еще и великим педагогом. Когда думаешь, как он много успел сделать, то еще очевидней становится, как много ему еще предстояло сделать… Он ушел из жизни очень рано, ему было всего  57 лет. Я восхищался каждым его спектаклем, считал его одним из лучших сценографов страны, но признаться в этом не успел. Так бывает, что главные слова сказать не спешим, откладываем, а потом становится поздно».

Организаторы выставки попытались передать ощущение от феномена Олега Шейнциса. По их словам, эссе – это индивидуальное художественное переживание, изложенное в свободной форме. Именно это и стало концепцией выставки. Композиция выставки состоит из четырех частей, объединенных общим художественным замыслом. Выставка принципиально не связана с какой-либо памятной датой из личной или творческой жизни Шейнциса. Идея создания – личные впечатления авторов, выраженные в сценографической форме. Именно поэтому, например, часть макетов О.А.Шейнциса, которые предоставил Театральный музей А.А. Бахрушина, использована не для экспозиции, а для инсталляции.

Отдельного упоминания заслуживает видеоинсталляция, в которой об Олеге Шейнцисе вспоминают Игорь Ясулович, Михаил Швыдкой, Дмитрий Крымов, Игорь Золотовицкий, Павел Каплевич, Сергей Чонишвили, Дмитрий Родионов, Владимир Урин, Станислав Бенедиктов и другие коллеги и соратники художника. Специально для этого проекта звукорежиссер Иван Ширшов создал оригинальный авторский саундтрек.

Олег Шейнцис известен широкой аудитории в основном по совместной работе с Марком Захаровым в Театре «Ленком». В его послужном списке – художественное оформление 23-х спектаклей репертуара этого театра, среди которых всем известные театральные хиты «Юнона и Авось», «Поминальная молитва», «Оптимистическая трагедия», «Три девушки в голубом», «Чайка» и многие другие.

В работе над пространством каждого спектакля Шейнцис планомерно изобретал новые приемы, ставшие сегодня классическими. Шейнцис первым использовал в театре лазер и сухой лед, первым «вписывал» сложнейшую подвижную декорацию со множеством перемен в довольно скромно оснащенную для этого сцену «Ленкома». Именно Щейнцис придумал образ «Золотой Маски», которая по сей день остается фирменным стилем и символом самой крупной в нашей стране национальной театральной премии и знаком высшего отличия в театральной профессии. Его авторству принадлежит и создание фирменного логотипа для Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова.

Олег Шейнцис был крайне нетерпим к пошлости, работе со спущенными рукавами, халтуре, безразличию, вспоминают его коллеги и ученики. Эта выставка «вырастает» из чувства острого дефицита такой фигуры как Шейнцис в современной жизни, из отсутствия свойственной ему рефлексии о месте художника в современном мире.

Выставка проходит при поддержке Московского театра «Ленком Марка Захарова», Союза театральных деятелей России, Театрального музея А.А.Бахрушина, Школы-студии МХАТ, Театра им. Евг. Вахтангова, Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска», Фонда «МосАрт», а также супруги Олега Ароновича Шейнциса – Людмилы Григорьевны Кузьменко.

%d такие блоггеры, как: