ЕЛЕНА ДЕМЕНТЬЕВА: «БЫЛО БЫ ОЧЕНЬ ЗДОРОВО, ЕСЛИ БЫ ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СЛУЖИЛ ЧЕТКИМ МАРКЕРОМ ВЫБОРА СПЕКТАКЛЯ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА»

Анастасия Дуброва

6, 26, 27 декабря в Новом пространстве Театра Наций состоится премьера спектакля для детей по повести Астрид Линдгрен «На острове Сальткрока». Режиссер Полина Стружкова пригласила на главную роль Елену Дементьеву, которую в прошлом сезоне вы могли видеть в спектакле итальянского режиссера Маттео Спьяцци «Пробуждение весны», посвящённого поколению Z.

Как вы считаете, возрастной ценз в театре – это то, что должно строго соблюдаться? Или эти цифры скорее для ориентировки?

Для меня это не условность. Мне кажется, было бы очень здорово, если бы возрастной ценз для родителей служил четким маркером выбора спектакля для своего ребенка. Творческая группа создает спектакль для определенной аудитории, и то, что интересно и доступно ребенку шести лет, будет совершенно безразлично ребёнку четырех лет – ему станет скучно, не потому что спектакль скучный, а потому что ему надо немного подрасти, чтоб его оценить. А ещё этот ребенок может от скуки начать делать что-то, чтоб себя развлечь. И таким образом, он может разрушить атмосферу, которую создали авторы спектакля.

Какова миссия детского театра?

Я считаю, что миссия у театра для детей такая же ка и у взрослого театра – говорить с человеком о том, что его волнует, поднимать важные вопросы и оставлять пространство для чувств и сочувствия.

«На острове Сальткрока» – не самое безоблачное произведение. Будете ли вы избегать печальных тем в спектакле?

В этой повести есть такая фраза «Грусть и радость ходят рука об руку, и иногда так быстро всё меняется, словно чихнул – и готово», мне кажется, что эта фраза очень явно отражает суть, не только книги и спектакля, но и жизни. Конечно же, мы не собираемся обходить грустные темы – это невозможно, как и в жизни.

Возможен ли спектакль, который будет интересен детям разных возрастных групп?

На практике – двенадцатилетний ребенок уже одной ногой во взрослой жизни, а  шестилетний – еще даже не столкнулся со школой. То, что входит в круг интересов шестилетнего ребенка будет отличаться от того, что интересно подростку. Конечно, спектакли для них будут отличаться. Во-первых, тематически. А, во-вторых, и формой повествования. Способ подачи материала тоже будет разным. Я – романтик, и верю в то, что возможно создать спектакль «всевозрастной», но в жизни такого не встречала.

А если говорить про более взрослых людей – персонажей и зрителей спектакля «Пробуждение весны»? Так ли заметна разница в возрасте после шестнадцати?

 Я чувствую эту разницу, но не могу сказать, что она существенна, что пропасть непреодолимая. Наверное, люди, которые родились на пять-десять лет позже меня, они быстрее ориентируются в новых фишках. Жизнь вокруг очень стремительно меняется, и каждый день обрастает новыми предлагаемыми обстоятельствами. Поколение  Z в этом просто рождены и предметно этим увлекаются. Но, если честно, я не думаю, что мы не можем понять друг друга. Есть определённые черты, которые свойственны каждому поколению, но общие культурные коды, общие ценности – одинаковые. Снобизм одного поколения к другому обоснован какими-то мелочами, сиюминутными фишками, а вневременные ценности у нас общие.

Фото с репетиций спектакля «На острове Сальткрока» предоставлены пресс-службой театра

Author

Поделиться: