В 2020 году Московский Театр Юного зрителя отмечает свой столетний юбилей.
Организован был «Первый государственный театр для детей» по инициативе народного комиссара Анатолия Луначарского. Первым показанным в 1920 году спектаклем был «Маугли». На тот момент зрительный зал вмещал 330 человек. С 1920 по 1922 год были поставлены «Соловей», «Детская», «Медведь и Паша», «Красочки». Несмотря на успех у зрителей, критики упрекали театр в несоответствии образовательным стандартам, в искусственной наивности, излишнем эстетизме.
В 1924-м был создан Московский театр юного зрителя под руководством Ольги Рудаковой. Театр был передвижным, играл в клубах, скверах, школах и ежегодно гастролировал по городам Советского Союза: за пять лет побывал в 54 городах и фабричных посёлках. В 1932 году театр получил помещение на улице Горького, д. 23 (ныне улица Тверская).
В 1925 году Первый государственный театр для детей переименовали в Первый государственный педагогический, в 1931 году он получил статус Государственного Центрального театра юного зрителя (Госценттюз). В 1941 году решением Комитета по делам искусства коллективы обоих ТЮЗов были объединены в Московский театр юного зрителя (МТЮЗ). Из репертуара Госцентюза остался только спектакль «Свои люди – сочтёмся», возобновлённый режиссёром Валентином Колесаевым.
Театр активно работал с драматургами. Здесь были поставлены: «Черный яр» Афиногенова (1928), «Винтовка 492 116» Крона (1929), «Клад» Шварца (1934), «Единая боевая» Бруштейн (1940), «Дом № 5» Штока (1941) и др. В театре шли также спектакли на исторические сюжеты («Джордано Бруно» Заяицкого, 1932, «Вольные фламандцы» Кочеткова и Шервинского, 1935), ставилась русская и зарубежная классическая драматургия – «Пушкинский спектакль» («Скупой рыцарь» и «Русалка», 1937), «Свои люди – сочтемся» Островского (1932, 1938), «Женитьба» Гоголя (1928, 1938), «Сам у себя под стражей» Кальдерона (1934), «Том Кенти» (1938, пьеса Михалкова по мотивам «Принца и нищего» Твена) и другие.
В годы Отечественной войны МТЮЗ работал в Татарии (Зеленодольск) и Муроме (Владимирская область). В 1943 году вернулся в Москву.
⠀
В 1950 году МТЮЗ получил здание в Садовском переулке (в настоящий момент – Мамоновский переулок), в котором ранее работали Театр Петрушки, Театр теней, Детский театр Натальи Сац, Театр кукол Сергея Образцова.
⠀
Задачей ТЮЗа (при нем существовала педагогическая часть, ответственная за связь со школами) ставилось воспитание подрастающего поколения в героико-патриотическом духе, поэтому спецификой театра стала постановка пьес для детей и юношества.
⠀
В послевоенные годы белой полосой стал приход к руководству знаменитого режиссра П.О.Хомского, склонного к музыкально-пластическому решению спектакля. В театре поставлен один из первых советских мюзиклов Мой брат играет на кларнете А.Алексина, 1968, в то же время театр обратился к М.Твену (Том Кенти), и Е.Шварцу (Тень), обе постановки – 1969.
⠀
В московском ТЮЗе, в 1961 году, начинала свою карьеру Лия Ахеджакова.
⠀
В 1974 удачей театра стали Три мушкетера М.Г.Розовского по А.Дюма, режиссер А.Г.Товстоногов.
⠀
В это же время театры юных зрителей появляются в дружественных социалистических странах: Германии и Чехии.
⠀
Главная проблема ТЮЗа в те времена была в ограниченном выборе репертуара. Считалось, что юных зрителей нужно активно наставлять и беспрестанно им что-то пропагандировать, что, конечно, не очень нравилось труппе.
⠀
Да и выбор ролей оказывался невелик, так что по-настоящему большие и талантливые актеры старались сбежать во «взрослые» театры.
Кардинальные перемены ворвались в жизнь театра майским днем 1987 года. В день премьеры «Собачьего сердца» М. Булгакова в постановке нового главного режиссера Генриетты Яновской.
Спектакль стал и началом новой эры Московского ТЮЗа, и визитной карточкой отечественного театра вообще. Гастроли «Собачьего сердца» во многих странах Европы, в Израиле, в Турции – привлекли внимание и интерес международной театральной общественности к работам режиссеров Генриетты Яновской и Камы Гинкаса, сценографа Сергея Бархина и молодым, талантливым артистам МТЮЗа.
Центральными событиями театральной жизни Москвы в 1988 году были две премьеры. Спектакль «Гуд-бай, Америка» в постановке Г. Яновской, шоу-пародия А. Недзвецкого, был назван лучшим спектаклем года. И спектакль К. Гинкаса «Записки из подполья» по Ф. Достоевскому, который с большим успехом прошел на сценах международных фестивалей Германии, Бельгии, Югославии и Турции.
В 1991 г. Кама Гинкас снова поставил спектакль по Ф.Достоевскому «Играем «Преступление» с выдающимся финским актером Маркусом Гроттом в главной роли. За этот спектакль Кама Гинкас был назван лучшим режиссером сезона и удостоен приза московской театральной критики.
Спектакль Г.Яновской «Иванов и другие» по А.Чехову во всех профессиональных рейтингах занимал 1-2 места среди лучших спектаклей сезона 1993-1994 гг. и был удостоен главного театрального приза «Золотая маска» за лучшую сценографию.
В сезоне 1994-1995 гг. постановка К. Гинкаса «К.И. из «Преступления» (пьеса Д.Гинка по Ф. Достоевскому) произвела фурор и подводя итоги сезона жюри вручило Каме Гинкасу «Хрустальную Турандот», как лучшему режиссеру года.
В этом сезоне же ТЮЗ выпустил еще одну премьеру: «Жак Оффенбах, любовь и тру-ля-ля» по опере-буфф Ж.Оффенбаха «Синяя Борода». Зажигательный, искрометный спектакль Г.Яновской мгновенно завоевал многочисленных поклонников среди зрительской аудитории, театральных и музыкальных профессионалов.
В августе 1995 г. в рамках известного международного Фестиваля всех искусств в Хельсинки ТЮЗ представил свои наиболее значительные работы последных лет: «Иванов и другие» Г.Яновской, «К.И. из «Преступления»» К.Гинкаса и «Жак Оффенбах, любовь и тру-ля-ля» Г.Яновской.
Успех у публики и высокие оценки прессы побудили Министерство культуры Финляндии просить театр о продлении гастролей.
Спектакли театра неоднократно отмечались премиями и наградами.
«Оловянные кольца» Г.Яновской по пьесе Т. Габбе получил главную премию Московского фестиваля спектаклей для детей, а также победил в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая эпизодическая роль».
За «Грозу» Г.Яновская была удостоена премии «Хрустальная Турандот», как лучший режиссер.
Г.Яновская является также лауреатом театральной премии «Чайка» за спектакли «Гроза» (1998 г.) и «Свидетель обвинения» Агаты Кристи (2001г.)
В 1998 году спектакль «Гроза» был выдвинут на соискание Государственной премии России.
В 2006 году спектакль «Трамвай «Желание» получил премию «Хрустальная Турандот» за лучшую режиссуру. В этом же году Г. Яновская получила премию К.С. Станиславского как лучший режиссер за спектакль «Трамвай «Желание».
В 2008 году спектакль Камы Гинкаса «Роберто Зукко» получил премию «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссура».
В 2011 году Игорь Гордин стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» («Кроткая»).
В 2014 году Елизавета Боярская стала лауреатом Международной премии им. К.С. Станиславского в номинации «Лучшая женская роль» («Леди Макбет нашего уезда»).
В 2016 году Игорь Гордин стал лауреатом Международной премии им. К.С. Станиславского «за работы последних лет».
Каждый актер труппы МТЮЗа – это яркая индивидуальность. В театре работают: Игорь Ясулович, Валерий Баринов, Игорь Гордин, Елизавета Боярская, Виктория Верберг, Арина Нестерова, Марина Зубанова, Алексей Алексеев, Наталья Мотева, Алена Стебунова, Евгений Волоцкий, Сергей Белов, Наталья Златова, София Сливина, Олег Ребров и многие другие.
МТЮЗ участвует в фестивалях и много гастролирует по России: Санкт-Петербург, Самара, Вологда, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Сургут, Нижневартовск и др. Представлял российское театральное искусство на престижных международных театральных фестивалях во Франции, Германии, Швейцарии, Швеции, Финляндии, Италии, Нидерландах, Югославии, Польше, Болгарии, Эстонии, Грузии, США и др.
Каждый год в Международный день защиты детей МТЮЗ устраивает благотворительный спектакль для детей-сирот, инвалидов, детей из малообеспеченных семей и многодетных семей.