100 ЛЕТ МОСКОВСКОМУ ТЕАТРУ ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

В 2020 году Московский Театр Юного зрителя отмечает свой столетний юбилей.

Организован был «Первый государственный театр для детей» по инициативе народного комиссара Анатолия Луначарского. Первым показанным в 1920 году спектаклем был «Маугли». На тот момент зрительный зал вмещал 330 человек. С 1920 по 1922 год были поставлены «Соловей», «Детская», «Медведь и Паша», «Красочки». Несмотря на успех у зрителей, критики упрекали театр в несоответствии образовательным стандартам, в искусственной наивности, излишнем эстетизме.

В 1924-м был создан Московский театр юного зрителя под руководством Ольги Рудаковой. Театр был передвижным, играл в клубах, скверах, школах и ежегодно гастролировал по городам Советского Союза: за пять лет побывал в 54 городах и фабричных посёлках. В 1932 году театр получил помещение на улице Горького, д. 23 (ныне улица Тверская).

В 1925 году Первый государственный театр для детей переименовали в Первый государственный педагогический, в 1931 году он получил статус Государственного Центрального театра юного зрителя (Госценттюз). В 1941 году решением Комитета по делам искусства коллективы обоих ТЮЗов были объединены в Московский театр юного зрителя (МТЮЗ). Из репертуара Госцентюза остался только спектакль «Свои люди – сочтёмся», возобновлённый режиссёром Валентином Колесаевым.

Театр активно работал с драматургами. Здесь были поставлены: «Черный яр» Афиногенова (1928), «Винтовка 492 116» Крона (1929), «Клад» Шварца (1934), «Единая боевая» Бруштейн (1940), «Дом № 5» Штока (1941) и др. В театре шли также спектакли на исторические сюжеты («Джордано Бруно» Заяицкого, 1932, «Вольные фламандцы» Кочеткова и Шервинского, 1935), ставилась русская и зарубежная классическая драматургия – «Пушкинский спектакль» («Скупой рыцарь» и «Русалка», 1937), «Свои люди – сочтемся» Островского (1932, 1938), «Женитьба» Гоголя (1928, 1938), «Сам у себя под стражей» Кальдерона (1934), «Том Кенти» (1938, пьеса Михалкова по мотивам «Принца и нищего» Твена) и другие.

В годы Отечественной войны МТЮЗ работал в Татарии (Зеленодольск) и Муроме (Владимирская область). В 1943 году вернулся в Москву.

В 1950 году МТЮЗ получил здание в Садовском переулке (в настоящий момент – Мамоновский переулок), в котором ранее работали Театр Петрушки, Театр теней, Детский театр Натальи Сац, Театр кукол Сергея Образцова.

Задачей ТЮЗа (при нем существовала педагогическая часть, ответственная за связь со школами) ставилось воспитание подрастающего поколения в героико-патриотическом духе, поэтому спецификой театра стала постановка пьес для детей и юношества.

В послевоенные годы белой полосой стал приход к руководству знаменитого режиссра П.О.Хомского, склонного к музыкально-пластическому решению спектакля. В театре поставлен один из первых советских мюзиклов Мой брат играет на кларнете А.Алексина, 1968, в то же время театр обратился к М.Твену (Том Кенти), и Е.Шварцу (Тень), обе постановки – 1969.

В московском ТЮЗе, в 1961 году, начинала свою карьеру Лия Ахеджакова.

В 1974 удачей театра стали Три мушкетера М.Г.Розовского по А.Дюма, режиссер А.Г.Товстоногов.

В это же время театры юных зрителей появляются в дружественных социалистических странах: Германии и Чехии.

Главная проблема ТЮЗа в те времена была в ограниченном выборе репертуара. Считалось, что юных зрителей нужно активно наставлять и беспрестанно им что-то пропагандировать, что, конечно, не очень нравилось труппе.

Да и выбор ролей оказывался невелик, так что по-настоящему большие и талантливые актеры старались сбежать во «взрослые» театры. 

Кардинальные перемены ворвались в жизнь театра майским днем 1987 года. В день премьеры «Собачьего сердца» М. Булгакова в постановке нового главного режиссера Генриетты Яновской.

Спектакль стал и началом новой эры Московского ТЮЗа, и визитной карточкой отечественного театра вообще. Гастроли «Собачьего сердца» во многих странах Европы, в Израиле, в Турции – привлекли внимание и интерес международной театральной общественности к работам режиссеров Генриетты Яновской и Камы Гинкаса, сценографа Сергея Бархина и молодым, талантливым артистам МТЮЗа.

Центральными событиями театральной жизни Москвы в 1988 году были две премьеры. Спектакль «Гуд-бай, Америка» в постановке Г. Яновской, шоу-пародия А. Недзвецкого, был назван лучшим спектаклем года. И спектакль К. Гинкаса «Записки из подполья» по Ф. Достоевскому, который с большим успехом прошел на сценах международных фестивалей Германии, Бельгии, Югославии и Турции.

В 1991 г. Кама Гинкас снова поставил спектакль по Ф.Достоевскому «Играем «Преступление» с выдающимся финским актером Маркусом Гроттом в главной роли. За этот спектакль Кама Гинкас был назван лучшим режиссером сезона и удостоен приза московской театральной критики.

Спектакль Г.Яновской «Иванов и другие» по А.Чехову во всех профессиональных рейтингах занимал 1-2 места среди лучших спектаклей сезона 1993-1994 гг. и был удостоен главного театрального приза «Золотая маска» за лучшую сценографию.

В сезоне 1994-1995 гг. постановка К. Гинкаса «К.И. из «Преступления» (пьеса Д.Гинка по Ф. Достоевскому) произвела фурор и подводя итоги сезона жюри вручило Каме Гинкасу «Хрустальную Турандот», как лучшему режиссеру года.

В этом сезоне же ТЮЗ выпустил еще одну премьеру: «Жак Оффенбах, любовь и тру-ля-ля» по опере-буфф Ж.Оффенбаха «Синяя Борода». Зажигательный, искрометный спектакль Г.Яновской мгновенно завоевал многочисленных поклонников среди зрительской аудитории, театральных и музыкальных профессионалов.

В августе 1995 г. в рамках известного международного Фестиваля всех искусств в Хельсинки ТЮЗ представил свои наиболее значительные работы последных лет: «Иванов и другие» Г.Яновской, «К.И. из «Преступления»» К.Гинкаса и «Жак Оффенбах, любовь и тру-ля-ля» Г.Яновской.

Успех у публики и высокие оценки прессы побудили Министерство культуры Финляндии просить театр о продлении гастролей.

Спектакли театра неоднократно отмечались премиями и наградами.

«Оловянные кольца» Г.Яновской по пьесе Т. Габбе получил главную премию Московского фестиваля спектаклей для детей, а также победил в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая эпизодическая роль».

За «Грозу» Г.Яновская была удостоена премии «Хрустальная Турандот», как лучший режиссер.

Г.Яновская является также лауреатом театральной премии «Чайка» за спектакли «Гроза» (1998 г.) и «Свидетель обвинения» Агаты Кристи (2001г.)

В 1998 году спектакль «Гроза» был выдвинут на соискание Государственной премии России.

В 2006 году спектакль «Трамвай «Желание» получил премию «Хрустальная Турандот» за лучшую режиссуру. В этом же году Г. Яновская получила премию К.С. Станиславского как лучший режиссер за спектакль «Трамвай «Желание».

В 2008 году спектакль Камы Гинкаса «Роберто Зукко» получил премию «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссура».

В 2011 году Игорь Гордин стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» («Кроткая»).

В 2014 году Елизавета Боярская стала лауреатом Международной премии им. К.С. Станиславского в номинации «Лучшая женская роль» («Леди Макбет нашего уезда»).

В 2016 году Игорь Гордин стал лауреатом Международной премии им. К.С. Станиславского «за работы последних лет».

Каждый актер труппы МТЮЗа – это яркая индивидуальность. В театре работают: Игорь Ясулович, Валерий Баринов, Игорь Гордин, Елизавета Боярская, Виктория Верберг, Арина Нестерова, Марина Зубанова, Алексей Алексеев, Наталья Мотева, Алена Стебунова, Евгений Волоцкий, Сергей Белов, Наталья Златова, София Сливина, Олег Ребров и многие другие.

МТЮЗ участвует в фестивалях и много гастролирует по России: Санкт-Петербург, Самара, Вологда, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Сургут, Нижневартовск и др. Представлял российское театральное искусство на престижных международных театральных фестивалях во Франции, Германии, Швейцарии, Швеции, Финляндии, Италии, Нидерландах, Югославии, Польше, Болгарии, Эстонии, Грузии, США и др.

Каждый год в Международный день защиты детей МТЮЗ устраивает благотворительный спектакль для детей-сирот, инвалидов, детей из малообеспеченных семей и многодетных семей.

%d такие блоггеры, как: