МОЖЕМ ВСЕ НАЧАТЬ СНАЧАЛА!

Наталья Сажина

Перед своим столетним юбилеем театр им. Евг. Вахтангова, как и положено в таких случаях, решил немного окунуться в прошлое – и представил на Новой сцене спектакль «Соломенная шляпка» по пьесе французского драматурга Эжена Лабиша. Восемьдесят лет назад (в 1939 году) водевиль уже ставился в театре, став для многих участников яркой отправной точкой в карьере.

Спектакль относит нас к началу истории Вахтанговского театра, становлению его уникальной актерской школы. Евгений Вахтангов, ученик Станиславского, рано начал поиски собственного стиля. Свой театральный принцип называл «фантастическим реализмом». Именно в спектаклях Вахтангова возник, а затем стал фирменным стилем особый способ сценического существования – дистанция между персонажем и актером. Этот прием использовался в одном из самых знаменитых вахтанговских спектаклей – «Принцессе Турандот».

Музыку к новой постановке «Соломенной шляпки» написали Борис Кинер и Александр Прокопович, режиссером стал Михаил Цитриняк. Для него водевиль стал четвертой работой в театре им. Евг. Вахтангова.

Франция, легкий юмор, широкие юбки и тонкие талии, очаровательные дамы и влюбленные кавалеры – на сцене искрометный коктейль, способный за два с половиной часа порадовать публику и отвлечь ее от окружающей реальности. Жених, вынужденный оставить миленькую невесту и ее многочисленную родню, ради поисков соломенной шляпки, чтобы возместить урон даме, отправившейся на прогулку в лес с любовником – сюжет «Соломенной шляпки» знаком большинству зрителей по фильму Леонида Квинихидзе. Он снят в 1974 году с непревзойденным Андреем Мироновым в главной роли. Казалось бы: сравнений не избежать, но спектакль предлагает совершенно иное решение. И ключ к различиям – в образе главного героя.

В фильме легкомысленный ловелас Фадинар женится с некоторым сожалением и уже немного устав от прежней жизни, однако, не прощаясь с ней: знаменитая песенка «Я говорю вам «до свидания»» с обращением к бывшим подружкам слишком явно намекает на это. А еще он очень не против показать свое превосходство над тестем и всей родней жены – как городской житель над провинциалами.

На вахтанговской сцене Фадинар в исполнении Леонида Бичевина скорее влюбленный мальчишка, нежели искушенный сердцеед. Он летит по жизни легко и с удовольствием. Наверное, так же непринужденно и изящно, как влюбился он в свою Элен (Евгения Ивашова), он прожил роман с опытной кокеткой – модисткой Кларой (Нонна Гришаева). Кстати, внезапно встретив ее, он несколько смущен внезапным недоразумением на пути к заветной шляпке, но ни досады, ни неудовольствия не выказывает. Как и со всеми дамами: одинаково галантен, очарователен и вежлив. И потому за его приключениями наблюдаешь с неподдельным интересом, публика полностью на его стороне.

Спектакль собрал на одной сцене как молодых артистов, так и признанных вахтанговских звезд. В ролях: Лидия Вележева, Марина Есипенко, Нонна Гришаева, Андрей Ильин, Рубен Симонов, Владислав Демченко и другие. Особенно хочется отметить работу заслуженного артиста России Михаила Васькова, исполнившего роль Нонанкура, тестя главного героя. Несмотря на то, что актер создает откровенно  комический образ, в нем множество оттенков: здесь и любовь к дочери, и легкая сентиментальность, и интерес к хорошеньким барышням и много других чувств, делающих мсье Нонанкура трогательным и вызывающим сочувствие и симпатию.

Над декорациями и костюмами работали художники Мария Рыбасова и Виктория Севрюкова.  Оформление спектакля и разворачивающиеся на его фоне комические события контрастно выделяют ностальгический, и не такой уж смешной смысл спектакля…

 «Соломенная шляпка» встречает публику полупустой сценой. Не то шляпка, не то карусель, не то шарманка — вращающееся колесо с картинками в стиле французских примитивистов. Но спектакль начнется – зажгутся гирлянды огней и действие побежит по тому же карусельному кругу. «Можно все начать сначала, если вас еще не укачало…» – пропоют нам герои спектакля, вереницей пробегая по сцене. Этот своеобразный разноцветный parade-allée неоднократно повторяющийся на фоне черных стен – как фотографии на старых обоях или картинки, выхваченные из череды воспоминаний. Со временем воспоминания тускнеют – и во втором действии герои уже одеты в костюмы тех же фасонов, но других цветов. Сцену захватывают лиловые и серые цвета, яркость пропадает. Но даже и в этих оттенках возможен счастливый финал и несколько наивная, но волшебная мораль: «Если нас любовь зовет, то будет жить в душе весна». Стоит добавить: и такими же прекрасными будут воспоминания и люди в них!

Постановка не только напоминает о спектакле восьмидесятилетней давности, но и имеет посвящение Евгению Рубеновичу Симонову, режиссеру театра Вахтангова, педагогу Щукинского училища. И поэтому в канун столетнего юбилея даже на полях соломенной шляпки, среди ярких красных маков можно увидеть вышитую тонкой нитью фразу «Чтобы помнили…»

Фотографии Веры Юрокиной

Author

Поделиться: