«СОВРЕМЕННИК» СТАНЕТ «ТЕАТРОМ-ВСЕЛЕННОЙ»

Анастасия Павлова

На фото: скрин нового сайта театра «Современник»

1 октября новый худрук театра «Современник» Виктор Рыжаков провел первый открытый сбор труппы. Он представил новую стратегию развития театра.

«Визуальное обнуление всего, что было до», как выразился Рыжаков о новом фирменном стиле театра, зрители могут наблюдать уже сейчас – на обновлённых афишах, билбордах, экранах в кассовом зале «Современника» и на сайте, который теперь прописан по адресу new.sovremennik.ru. Скоро он будет работать полноценно, пока же можно ebltnm лишь главную страницу.

Новый сайт сделан в минималистичном чёрно-белом стиле, который должен отражать как минимум концепцию ближайшего сезона: Future in the Past. На сайте же можно найти сокращённый манифест: «Будущее в прошлом/Future in the past – концептуальная основа для развития театра на ближайший сезон. Связь прошлого и будущего неразрывна и безусловна. Через возвращение к истокам и переосмысление художественного опыта СОВРЕМЕННИКА мы будем двигаться вперёд».

Ещё одна часть манифеста не только опубликована на сайте театра, но и расположена на фасаде здания театра, над входом на Другую сцену: «Сохранение. Соавторство. Соединение. Сотворчество. Современник».

О том, что эти слова означают на деле, Виктор Рыжаков рассказал на сборе-презентации нового сезона. По его словам, важными вехами станут два «посвящения»: сезон в целом будет посвящён Галине Волчек (в частности, в день её рождения, 19 декабря, пройдёт концерт оркестра под управлением Владимира Спивакова – с финальным выходом труппы), а смыслообразующим станет факт юбилея – 15 апреля «Современнику» исполнится 65 лет. С первой вехой будут связаны, в частности, круглый стол и лаборатория, посвящённые женской режиссуре. Также Рыжаков зачитал сообщение от «Аэрофлота» — одному из новых бортов авиакомпании будет присвоено имя Волчек. Что касается второй вехи, то именно на юбилей как возвращение к истокам и переосмысление их, качественную переработку наследия в современный театр (Future in the Past) и будет направлено поступательное движение всего сезона.

Другая сцена к юбилею превратится в «место для молодёжи». Это будет открытое с 11 утра пространство с собственным грузинским кафе и филиалом пока не названного большого книжного магазина.

В честь юбилея запланировано открытие памятника основателям «Современника», запуск на красной ветке метро посвящённого им поезда, создание Мобильным Художественным Театром спектакля-прогулки по Чистым Прудам «Вечно живые», также рассказывающего об истории «Современника», выставка Алексея и Марии Трегубовых в ММОМА на Гоголевском бульваре, телефильм Владимира Раевского и спектакль по пьесе Михаила Дурненкова на основе архивных материалов, который поставит худрук театра. Помимо этого, в театре стартовала лаборатория «Семь» (по числу основателей театра) – труппа вместе с приглашёнными драматургами и молодыми режиссёрами (часть из которых ранее уже начала сотрудничество с «Современником») будет исследовать время возникновения театра и главных героев – создателей «Современника». Наконец, на май-июнь намечен запуск мультимедийного шоу – пятнадцатиминутное зрелище будет «транслироваться» на стену административного здания театра (где нет окон).

Одним из принципиальных пунктов нового манифеста является переход от «театра-дома» к «театру-вселенной». Как сказал Рыжаков, это означает стремление «стать космосом», вбирающим в себя многообразие мира – и не только художественного. Рыжаков подчеркнул, что принципиальной необходимостью для театра является внятное позиционирование себя «в городе», а для каждого актёра – постоянная работа, не замкнутая на спектаклях, и готовность слышать окружающий мир и откликаться на него.

В практическом смысле это означает не только целый ряд запланированных премьер, но и масштабную «дополнительную работу». В число премьер текущего сезона вошли, в частности, несколько спектаклей самого Рыжакова: первый из них, «Собрание сочинений» по пьесе Евгения Гришковца, в «Современнике» сыгралит вечером 1 октября. Новая работа станет спектаклем открытия.

Также в новом сезоне на двух сценах выйдет 7 премьер. Виктор Рыжаков выпустит в декабре на Основной сцене спектакль «Живой» по текстам и песням Виктора Цоя. 8 марта запланирована премьера постановки Владимира Панкова «Театр» по роману Моэма. Над «Орестеей» Роберта Айка начнет работу Евгений Арье (он жуе ставил ее в «Гешере»), к репетициям спектакля по пьесе Рината Ташимова «Первый хлеб» приступит петербургский режиссёр Бениамин Коц.

Другую сцену отдали ученикам Рыжакова. В ноябре выйдет постановка Георгия Суркова «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой. До конца года Иван Комаров планирует выпустить «Иллюзии» Ивана Вырыпаева. Также на Другой сцене готовит премьеру Олег Долин, который, по традиции, обратится к Гоцци и commedia dell’arte.

Александр Маноцков и Олег Глушков начнут работу над большим музыкальным проектом, который зрители увидят в следующем сезоне.

Ещё одна большая работа – чтение романа, название которого Рыжаков не озвучил.

«Задание касается всех, каждого. Вы помните, что режиссёр – это прежде всего организатор, и мне хотелось бы организовать работу таким образом: не будет никакого кастинга. Я предложу вам прочитать роман, мы выделим дни, когда будем встречаться, его обсуждать и делать показы (я буду давать определённые задания). У вас будет пространство для творчества и фантазии, каждому будет, в этом смысле, место. Логика: сколько я наработал – столько и будет, сколько придумал – столько войдёт в спектакль. Каждый, кто захочет в этом участвовать, – будет участвовать. И это принцип нашей работы: человек, не участвующий в этом процессе, может совершенно спокойно себе определить существование – я пришёл и ушёл, можно перейти на контрактные отношения», – поделился Рыжаков идеей проекта

По похожему принципу Рыжаков предложил труппе сделать тематическую работу – диалоги по роману «Отцы и дети», призванную пробудить «интерес к современной русской литературе. Они заменят шедший в театре спектакля-альманаха «Неформат». 

В планах на следующие два сезона – постановки Дмитрия Крымова, Дмитрия Чернякова, Юрия Бутусова, Андрея Могучего и Алвиса Херманиса. Запланированы проекты-лаборатории «Маленький современник» (спектакли для детей), «Театр без исключений» (Борис Павлович и «Дома с маяком»), киноклуб «Современника» (за него будет отвечать актёр и куратор, создатель и директор кинофестиваля MIEFF Владимир Надеин). Наконец, достигнута договорённость об отношениях «побратимов»-сотрудников с БДТ им. Г.А. Товстоногова и театром «Гешер».

Также новая концепция театра предполагает, помимо появления стажёрской группы театра (выпускников курса Рыжакова в Школе-студии МХАТ), которая в качестве театрализованного знакомства с коллективом исполнила песню «Усидишь ли дома в восемнадцать лет…», обширный круг резидентов. К ним относятся независимое театральное объединение «Июльансамбль» (три поколения учеников Рыжакова), ММОМА, студенты продюсерского факультета – ученики дебютирующего в педагогике директора «Современника» Игоря Попова, фотографы – ученики Алексея Никишина, студенты-сценографы – ученики Николая Симонова и Гали Солодовниковой. Последние будут отвечать за создание «летнего открытого театра» на 80 мест – начиная с мая «площадка для спектаклей, поэтических вечером, стендапа, сторителлинга, многожанрового искусства» откроется во дворе (на территории служебной парковки) театра. Планируется, что здесь будут играть спектакли с 21:30 до 00:00, поскольку пространство позволяет не создавать шум для соседних жилых домов.

Author

Поделиться: