Юлия Чуракова и Олег Савцов

«День влюбленных» – новый мюзикл «за столиками». Формат представила и освоила в прошлом сезоне компания Дмитрия Богачева «Бродвей Москва». Тогда все началось с мюзикла «Первое свидание». «День влюбленных» в чем-то поддерживает предыдущий сюжет. Герои могли бы перекочевать в следующую часть, а зрители – увидеть развитие сюжета, «вторую серию». Но все оказалось гораздо интереснее: полностью бродвейская (и по стилю, и по содержанию) история «Первое свидание» получает продолжение исключительно российское. Поэтому у поклонников жанра появилась новая возможность увидеть, на что способен отечественный мюзикл.

То, что продюсеры пригласили в проект авторов, являющихся признанными мастерами своего дела, дарило надежду, что публике будет показан материал качественный и интересный. Автор либретто – лауреат «Золотой Маски», драматург Михаил Дурненков. Тексты песен написаны Евгенией Беркович – ученицей Кирилла Серебренникова – автором переводов стихов в мюзиклах «Суинни Тодд», «Бернарда Альба» и др. Композитором и музыкальным руководителем постановки стал Евгений Загот, дирижер и аранжировщик, успешно выступающий и в качестве композитора: мюзикл «Винил» в Пермском «Театр-театр» номинирован на «Золотую Маску» — 2020, Екатеринбург уже третий сезон следит за «Декабристами», а Москву сотрясают мистические страсти мюзикла «Вий» по повести Н.В. Гоголя.

Программа мюзикла обещала публике «романтику, веселье, забавные сцены, неожиданные повороты сюжета». Собственно, после этой фразы можно было бы сказать: «Да, все так и было», и поставить точку. Но…

…Когда идешь на мюзикл, созданный с нуля российскими авторами, больше внимания уделяешь не только удовольствию, но и желанию понять, с какой целью данный проект создан, как будет развиваться, каковы перспективы у конкретного творческого союза. Мюзикл в России по-прежнему находится в поисках форм и содержаний, а потому каждое новое произведение так или иначе встраивается в историю жанра, развивая ее или же двигаясь «по накатанной». Поэтому и «День влюбленных» необходимо рассматривать с более широкой точки зрения, нежели просто новое шоу.

Для того, чтобы история перекликалась с «Первым свиданием», авторы оставили внешние характеристики главных героев, лишь поменяв им имена. Раскованная девушка из богемной тусовки Кейси стала Джессикой, а правильный мальчик из еврейской семьи Аарон превратился в такого же правильного Дэвида. Место действия по-прежнему одно из американских кафе. Остался тот же самый ансамбль прекрасных исполнителей. И потому артисты, исполняющие главные роли в «Первом свидании» плавно перешли на главные роли в «Дне влюбленных». И если вы случайно не запомнили, как звали персонажей в первой части, то у вас сложится представление, что вы пришли на вторую серию. Устраиваетесь поудобнее, делаете глоток кофе, тихонько дожевываете пирожное и настраиваетесь на развитие сюжета…

А здесь как раз начинаются некоторые сложности. Комедийная история с небольшой дозой лирики (ровно столько, чтобы сыграть на контрасте и дать героям красивый любовный дуэт) распадается на составляющие.

Музыка не выходит на первый план в этой постановке. Автор старался поддерживать бродвейский стиль «Первого свидания» в каждом номере. Видимо, именно это и стало слабым звеном: игра с разными музыкальными стилями разрушила единую ткань спектакля. Музыка не стала той составляющей, которая могла бы объединить и сложить историю во что-то единое. Есть несколько запоминающихся мелодий, например страстный, резкий дуэт главных героев «День сурка», потребовавший от исполнителей Юлии Чураковой и Олега Савцова не только вокального, но и актерского мастерства. Есть мужское трио «Все под контролем», мне очень повезло услышать этот номер в исполнении именно Александра Суханова, Андрея Школдыченко и Олега Савцова. Очень разные голоса звучали слаженно, и номер уже сейчас прекрасно воспринимается, а со временем проката спектакля станет еще более характерным и великолепно спетым.

Олег Савцов, Александр Суханов и Андрей Школдычекно

О главных героях можно сказать главное: им очень повезло. У них есть драматическая составляющая, сюжетная линия, которую надо сыграть и прожить. И хоть она выписана скорее в форме связок между основными номерами, артисты смогли верно передать разницу между персонажами в начале спектакля и в его финале. Дуэт Юлии Чураковой и Олега Савцова, уже сложившийся в первом «мюзикле за столиками», слаженно ведет свою линию.

У других артистов по несколько ролей. С одной стороны, это конечно, интересно и полезно: артисты продолжают совершенствовать практику существования в бродвейской системе. Подобный стиль работы задали не только мюзиклы компании Stage Entertainment, но и мастер-классы Brodway Dreams, где за две недели занятий артисты подготавливали полноценный концерт. Постоянный тренинг, переключения, смена образов и стилей, а также возможность показать себя в разных музыкальных жанрах дают свой результат: ни один из этих замечательных артистов не остается на заднем плане. И остается только немного посетовать, что в рамках полуторачасового действия им, к сожалению, не достается полноценных ролей. Эта особенность, в свою очередь, влияет на тот самый распад на составляющие, о котором упоминалось выше.

Перед нами милая история, с яркими костюмами, смешными, порой доведенными до абсурда, ситуациями, непременным счастливым финалом и… пожалуй, все. Здесь нет ни глубокой режиссуры – зачастую видно, что артисты вынуждены были самостоятельно выстраивать роли, ни полноценного музыкального материала – ограничения «первой серии» слишком активно диктуют композитору свои условия. Этой музыке можно было бы сказать несомненное «Да» только в том случае, если она недавно вышла из-под пера молодого, начинающего композитора, и расценивалась бы как желание показать себя способным к работе в разных стилях.

Неожиданно связующим звеном в этом спектакле стала хореография: к ней нет практически никаких вопросов. Хореограф-постановщик Ирина Кашуба на ограниченном пространстве сцены, осложненном лестницей, выстраивает интересные и разнообразные номера, доводя до необходимого уровня ту самую стилистику Бродвея, до которой порой не дотягивает музыка. Это случай, когда хореография уже не просто вспомогательный элемент, но полноправным участник постановки.

Работа трио Загот-Дурненков-Беркович над этим проектом видится мне некой пробой пера, возможно, перед созданием чего-то более масштабного и интересного. Но «День влюбленных», к сожалению, не работает на развитие российского мюзикла, так как двигается в направлении Бродвея, и может рассматриваться именно как коммерческий проект, желающий поддержать модный сейчас формат спектаклей-сериалов.

Но данные сожаления не распространяются на публику, которая все равно увидит приятное зрелище, посмеется, немного погрустит, но отправится домой в хорошем настроении, независимо от того, что она выпьет за столиком. «День влюбленных» – мюзикл просто для хорошего вечера.

Фото предоставлены пресс-службой проекта

%d такие блоггеры, как: