МОДА, ЛЮБОВЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Павел Подкладов

На фото: Евгений Хазов, Вероника Агапова и Иван Михайловский Фото предоставлено пресс-службой

В Московском театре сатиры после карантина царила приподнятая атмосфера, которую трудно объяснить, можно было только ощутить. Добавили положительных эмоций превосходные фотографии артистов с забавными ласковыми подписями, например: Воеводин Сашечка, Яковлева Алёнушка, Васильева Верочка и даже (sic!) Ширвиндт Шура! Первой премьерой  после длительного перерыва стал спектакль «Дамское счастье» – музыкальная история по пьесе Юрия Ряшенцева и Галины Полиди по мотивам романа Эмиля Золя.

Драматургия. В пьесе как в винегрете намешано немало сюжетных линий романа великого француза. Между тем ни одна из них, к сожалению, не доведена до логического завершения. За исключением любовной: финальное согласие главной героини выйти замуж за своего «перековавшегося» поклонника вызывает у впечатлительных дам счастливый вздох и последующие овации. Роман и пьеса – о провинциальной «золушке», приехавшей завоевывать Париж и нашедшей в нем интересную работу и суженого. Кроме любовной темы в пьесе идет речь о социальной справедливости, всевластии высокомерных толстосумов, нерешительности толпы, продажности художников, etc. Но, повторюсь, многие из этих тем лишь заявляются, но потом микшируются и без следа растворяются. Скомкан финал, такое впечатление, что какой-то строгий цензор требовал от авторов значительно сократить текст. Поэтому не покидает ощущение «лоскутного одеяла», набора фрагментов, не ставших единым целым. Впрочем, нельзя не отметить работу замечательного поэта и известного драматурга Юрия Ряшенцева, в задачу которого, думается, входило главным образом написание текстов песен, которые бы «расцветили» скудноватый сюжет и вписались бы в общую канву. Ряшенцев сделал гораздо больше: он написал очень хорошие, яркие, небанальные стихи, ставшие в рамках общего замысла «сюжетообразующими». Они в сочетании с превосходной музыкой позволяют назвать спектакль полноценным мюзиклом.

На фото: Юрий Васильев в роли дядюшки Леру

Сценография. Недоумение вызвало изобразительное решение спектакля (художник-постановщик Ирина Сид). Доминантой сценографии стала шаткая и скрипучая деревянная конструкция – похожий на строительный настил наклонный помост с металлическими поручнями, непонятно что означающими неоновыми трубками-фонарями и прозрачными пластиковыми перегородками, выглядящими весьма неопрятно от следов прикосновений немалого количества рук. Мягко говоря, странными оказались костюмы. Девушек художник нарядила в белые блузки и одинаковые длинные юбки, которые отличаются по цвету в зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе: продавщицы шикарного магазина — в голубых, представительницы «трудового народа» – в коричневых. Так что их трудно идентифицировать: все кажутся на одно лицо. Неказист костюм персонажа замечательного артиста Юрия Васильева. А главный герой – владелец огромного супермодного магазина одежды для богатых под названием «Дамское счастье» – большую часть времени проводит в синем убогом костюмчике, напоминающем даже не наряд клерка, а советскую школьную форму, дополненную некими загадочными вензелями. В финале директор явится на уже упомянутом помосте, который теперь будет претендовать на почетное звание подиума,  в аляповатом безвкусном алом костюме «с искрой», сшитом, кстати, по лекалам предыдущего синего. Художнику неплохо было бы вспомнить, с каким вкусом и изыском одеваются прославленные модельеры, в том числе, наши – Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин.

Режиссура подчинена законам жанра. От мюзикла, наверное, обычно никто не требует подробного разбора ролей, глубокой психологической простройки характеров персонажей, философских размышлений и режиссерских новаций. Тут дай Бог распределиться в пространстве, выстроить темпоритмы, пластическую партитуру и дать актерам возможность без помех исполнить свои вокальные партии. Что и было сделано режиссером-постановщиком Марией Тихоновой в целом вполне профессионально. А отсутствие логики в поступках и психофизике некоторых персонажей объясняется, прежде всего, названными выше недоработками пьесы.

На фото: Артем Минин в роли Жана

Музыка. Её в спектакле много, как и следовало ожидать, сообразуясь с заявленным жанром. Но её обилие вовсе не напрягает. Напротив: несмотря на сложность и полное отсутствие попсовых мотивов, она слушается и воспринимается легко и с немалым воодушевлением. Заметил, что, возвращаясь со спектакля, я все время напевал некоторые особо запомнившиеся  песни. «Виноваты» в этом не только мастерство композитора, но и прекрасный «живой» оркестр (композитор и дирижер Андрей Рубцов) и великолепные актеры-вокалисты! Музыкальные партии здесь не просто «вставные номера», а часть действия, логическое продолжение сюжетной линии и эмоциональный апофеоз происходящих событий. И в этом, прежде всего, заслуга Юрия Ряшенцева и Андрея Рубцова.

Актеры. Отмеченные в начале заметки недостатки могли бы испортить впечатление от спектакля. Если бы не замечательные артисты Театра сатиры, которые всегда славились способностью «вытащить» любой спектакль благодаря своей органике, драйву, шарму, а порой и эксцентрике. А в данном случае – еще и блестящему вокалу. Молодежь оказалась под стать своим легендарным предшественникам. Хотя в этом спектакле заняты не только молодые, но и опытные актеры, которых давний зритель театра приветствует с особым воодушевлением и ностальгией. Например, любимицу публики прелестную Валентину Шарыкину, пусть даже занятую в небольшой роли. Колоритен Барон Андрея Зенина. Его герой – олицетворение пресловутого мира капитала, «акула бизнеса», который не остановится ни перед чем для достижения своих корыстных целей. Характерность А. Зенина, его необычный хрипловатый голос и на редкость интересный костюм – все работает на его, казалось бы, плакатный, но в данном случае весьма интересный образ.

Как всегда хорош Юрий Васильев, который, несмотря на так называемый «лёгкий» жанр и не очень внятно прописанную роль, все же сделал попытку достаточно глубокого разбора характера своего трогательного персонажа Дядюшки Леру. Кроме того, в этом материале он получил возможность блистательно проявить свой незаурядный певческий дар. Яркой и запоминающейся оказалась трагикомическая мадам Жанкаля в исполнении Натальи Карпуниной, зычные возгласы которой зал принимал с особым восторгом. Интересный и неоднозначный образ создал Евгений Хазов в роли художника Бернара – типичного представителя слабодушной, а порой и продажной творческой интеллигенции. Неплох, хотя и несколько внутренне статичен Иван Михайловский в роли Октава Муре, которого, как показалось рецензенту, очень сковывает его примитивный «школьный» костюм. Забавен, подвижен и даже реактивен Артём Минин в роли Жана. Слышал, как в антракте представители молодого поколения назвали его «прикольным пацаном».

На фото: сцена из спектакля

Очень хороша Вероника Агапова в роли Денизы Леру. Она чем-то похожа на многочисленных киногероинь американских фильмов – пробивающихся вверх по социальной лестнице простолюдинок, да и на нашу Катю Тихомирову из фильма «Москва слезам не верит». Так же, как она, Дениза, достигнув определенных высот в карьере, остается добросердечной и милой. Единственное, что настораживает – это произнесенная ею в диалоге с подчиненными жуткая чиновничья фраза: «Я вас услышала». Возникает даже подозрение, что прекрасная девушка неровен час станет такой же «мымрой», как и ее прежняя начальница. Но в целом Вероника выстраивает роль очень точно и тонко, ничуть не кокетничая с публикой, не желая ей любым способом потрафить и продемонстрировать свои таланты. А талантов у молодой актрисы немало: она прекрасно двигается, владеет сценической речью и замечательно поёт.

Надо отдать должное всем без исключения актерам: они подобно какому-нибудь серьезному хореографическому ансамблю абсолютно профессионально танцуют (поклон балетмейстеру Арсению Хорунжему) и превосходно поют.  Причем, как уже было сказано, своими вокальными номерами двигают действие вперёд, и, что очень важно – произносят тексты песен очень чётко и ясно. В отличие от многих занятых в мюзиклах профессиональных артистов-вокалистов, для которых порой пение и демонстрация вокальных данных становятся самоцелью.

Summery: надо непременно идти в Московский театр сатиры и смотреть этот спектакль.

Фотографии Евгения Хазова

Author

Поделиться: