ЛЮБИМОВКА 2020. «КОБИ БРАЙАНТ» АЛЕКСЕЙ ЖИТКОВСКИЙ. РЕЖ. ДАНИЛ ЧАЩИН

Новый сезон открываем серией дебютных материалов, посвященных Фестивалю молодой драматургии «Любимовка». Студенты 2 курса театроведческого факультета Российского института театрального искусства-ГИТИС, мастер Александр Александрович Вислов. Илья Дударенко о читке пьесы Алексея Живтковского «Коби Брайант».

С периода стыковки двух тысячелетий прошло всего двадцать лет лет, но уже сейчас это время воспринимается как причудливый миф-сон, в котором было место и страху перед неизвестностью, и предчувствию прорыва в какую-то кардинально новую, возможно, лучшую жизнь. Теперь от того времени остались только рассыпавшиеся в мелкий бисер воспоминания. Новая пьеса Алексея Житковского «Коби Брайант» пытается собрать их внутри себя и на полчаса читки становится для зрителей машиной времени.

В этом ностальгическом трипе найдётся место всему, что смогла запечатлеть память поколения миллениалов: звёзды американского баскетбола во главе с Коби Брайантом (его Житковский делает осью для карусели воспоминаний), «Mortal Kombat» на приставках Sega Mega Drive, кришнаиты и мормоны, «Калигула» Тинто Браса на плохо спрятанных родителями VHS-кассетах, новогоднее обращение Ельцина. Главные герои пьесы – Лёша и Саша – стоят не только на рубеже тысячелетий, но и на краю собственной юности: они выпускаются из школы как раз в тот самый 2000-й год. Однако организация текста даёт понять, что персонажи, как и зрители, смотрят на себя через призму собственных воспоминаний незаметно перемещаясь между «тогда» и «сейчас». Возможно поэтому, сюжет их истории прост и даже вторичен, а главное в пьесе –  сам процесс конструирования мемуарной структуры. У режиссёра читки Данила Чащина и актёров Школы-студии МХАТ (курс Евгения Писарева) получилось сделать это путешествие во времени динамичным, живым и очень правдивым – ведь они и сами дети той эпохи, из которой Житковский сделал один большой культурный артефакт.

Не стоит забывать и ещё об одном полноправном герое пьесы – музыке. «Иванушки International», Курт Кобейн, Наташа Королёва, а главное рэп, рэп и ещё раз рэп. В то время он только появлялся на отечественных каналах, но в «Коби Брайанте» персонажи уже без конца рифмуют свои реплики. Такая музыкальная аппликация создаёт дополнительные уровни погружения в текст, делая его не только личным, но и коллективным воспоминанием. Свой символ тёплой ностальгии, свой Коби Брайант найдётся у каждого из нас.

Настоящий Коби трагически погиб в январе этого года, текст Алексея Житковского был написан немногим раньше. Любые светлые воспоминания в конечном счёте становятся грустными реквиемами.

%d такие блоггеры, как: