ФЕСТИВАЛЬ «ЛЮБИМОВКА». ВПЕЧАТЛЕНИЯ. ДЕНЬ 1

Илья Дударенко

Новый сезон открываем серией дебютных материалов, посвященных Фестивалю молодой драматургии «Любимовка». Студенты 2 курса театроведческого факультета Российского института театрального искусства-ГИТИС, мастер Александр Александрович Вислов. Илья Дударенко о читке пьесы «Туареги».

ЛЮБИМОВКА 2020. «ТУАРЕГИ»  СВЕТЛАНА ПЕТРИЙЧУК. РЕЖИССЕР ЮРИЙ ШЕХВАТОВ

Первый день конкурсной программы Любимовки-2020 завершала пьеса Светланы Петрийчук “Туареги”. Вообще туареги — это берберский народ, проживающий преимущественно на территории Сахары и отличающийся матриархальными чертами социального строя: женщины до замужества свободны в сексуальных отношениях, а в браке являются собственницами всего имущества, имеют приоритетное право на изучение языка и письменности. В тексте Петрийчук от настоящих туарегов остаётся лишь мифологическая и символическая основа, а действие разворачивается в глухой деревне Отруб, что во Владимирской области. Местные женщины, уставшие от постоянного пьянства, измен и побоев со стороны мужчин, от болотного уклада жизни в русской глубинке, ополчаются (в лице трёх главных героинь — Лиды, Вали и тёти Лены) и захватывают местный продуктовый магазин с единственным требованием — запретить продажу алкоголя. Мирный визит оборачивается случайным поджогом, а впоследствии даже вооруженным захватом стратегически важной точки — деревенского ДК. Здесь взбунтовавшиеся дамы окончательно утверждаются в том, что они — местные туареги, намереваются установить матриархальную власть и взять в свои руки контроль над управлением деревней.

Очевидно, что из сюжетной основы пьесы торчат сатировы уши Аристофана с его текстами о бунтующих греческих женщинах (“Лисистрата”, “Женщины в народном собрании”). Но если событийная посылка у Аристофана служит для построения комедии, то Светлана Петрийчук разворачивает свой текст в сторону социальной драмы, все больше сгущая краски к финалу. Ближе к развязке конфликт не только достигает пика, но показывает свою оборотную сторону, и мы обнаруживаем, что в истории с противостоянием мужчин и женщин внутри маленькой деревеньки всё было совсем не тем, чем казалось. Главные героини оказываются по-своему зависимы от своих мужчин, а в чём-то эта зависимость даже перерастает в давление: Валя оказывается слишком одержима своей нереализованной сексуальностью, тётя Лена забывает о том, что лежачий муж-инвалид — это всё ещё муж и живой человек, а Лида (отрубская Лисистрата — глава женского ополчения) вообще доводит супруга до самоубийства. Если в начале пьеса упрямо и весьма прямолинейно развивалась в сторону конфликта между хорошими женщинами и плохими мужчинами, то в конце она превратилась в гладкое недифференцированное поле человеческих отношений. Здесь ничего не может вырасти, потому что и мужчины, и женщины в равной степени замкнуты на самих себе, одинаково нарушают чужие границы и не считаются друг с другом. Смещая акцент с бытового на психологический, Светлана Петрийчук делает “Туарегов” универсальным для нашего времени высказыванием о трудностях коммуникации, неслучайно ремарочный текст содержит упоминания о языке туарегов — в нём вещи могут называться по-разному, в зависимости от пола говорящего.

Способность текста поворачивать вектор конфликта в принципиально иную сторону, перерастать себя и менять регистр на несколько тональностей выше делает пьесу Светланы Петрийчук довольно самобытной даже для насмотренной аудитории Любимовки.

Author

Поделиться: