ФЕСТИВАЛЬ «ЛЮБИМОВКА». ВПЕЧАТЛЕНИЯ. ДЕНЬ 1.

Новый сезон открываем серией дебютных материалов, посвященных Фестивалю молодой драматургии «Любимовка». Студенты 2 курса театроведческого факультета Российского института театрального искусства-ГИТИС, мастер Александр Александрович Вислов. Илона Алтухова о читках первого дня.

ЛИДИЯ ГОЛОВАНОВА«ДЫРЫ», РЕЖИССЕР ПАВЕЛ ЗОРИН. 05.09

Абстрактная пьеса-эскиз молодого драматурга Лидии Головановой рассуждает о бытии человека и человечества в целом через абсурдистские диалоги, в которых не с первой попытки можно уловить содержание. Две героини начинают разговор о картошке и собаке, а заканчивают –черными дырами и вселенной. А висит над этим всем вечная и беспросветная безысходность в виде  загадочных «двух пятьсот», от которых никуда не деться. «—И вчера было две пятьсот, и сегодня две пятьсот, и завтра будет две пятьсот. — А с рукколой? — И с рукколой тоже две пятьсот». Дыры здесь – часть пространственно-временной воронки, в которую легко попасть, но сложно выбраться. И сам драматург словно попадает в такую воронку слов и сюжетов. С другой стороны, дыры символизируют обреченность человека, не властного управлять собственной жизнью.

Автор комментирует самого себя, как бы создавая пьесу на глазах у зрителя.  Режиссер  читки размышляет, как сделать текст занимательным для потенциального зрителя и удержать внимание аудитории. Актеры пытаются осмыслить подтекст и поясняют себе и зрителям заданные аллюзии. Присутствует некий невидимый в пьесе ее создатель. И он не боится экспериментировать с сюжетом и готов поворачивать его в любую сторону, чтобы понравиться своему читателю. В пьесе должно быть все, а то, чего нет – добавим по ходу действия. Нет любовной линии? Вот она – держите! «Пауза. Героини целуются». Драматург жонглирует собственным текстом и иронизирует над тем, как создаются современные пьесы. Очень точные диалоги то вызывают у публики смех, то заставляют ее задуматься о жизни своей и общества, в целом.

СВЕТЛАНА ПЕТРИЙЧУК «ТУАРЕГИ», РЕЖИССЕР ЮРИЙ ШЕХВАТОВ. 05.09.2020

Эта история  о трех женщинах из глубокой деревни, которые захотели взять власть в свои руки.  Уставшие, замученные, обиженные мужьями и детьми, они винят во всем водку и решают устроить революцию прямо в магазине и запретить продажу губительного напитка. Их не пугают ни владелец магазина, ни оружие, ни полиция, ни пожар. Героини подражают племени туарегов, у которых царит матриархат и хотят жить по их законам. Новоиспеченные  последователи  жителей пустынь начинают воплощать свою идею с энтузиазмом, но в конце их ждет разочарование – спасать мужчин надо было не от водки, а от них самих. Мужья спасались спиртом от жизни, которую им устроили жены, бежали от них в прямом и переносном смысле : кто к другой женщине, а кто в мир иной. Даже парализованный муж тети Лены, и тот пытается удрать. Туареги здесь становятся синонимом и символом свободы. Явно присутствует отсылка к амазонкам. Парадоксально, что истину женщину слышат  устами сына их предводительницы.

История разворачивается словно лет десять-пятнадцать назад. Мышление героинь отличается от нашего видения реальности. Они хотят изменить свою жизнь, но не анализируют корни своих проблем, поэтому считают, что после прекращения продажи водки в ближайшем магазине их жизнь чудесным образом наладится. Так непохожая на нашу реальность, где люди осознают, что для изменения устройства мира надо приложить огромные усилия и действовать иными способами, она является для каждого современного городского жителя голосом из далекой глубинки. Автор словно хочет обратить наше внимание на то, что до сих пор в нашей стране остаются такие деревни, где время остановилось много лет назад. Сюжет напоминает «Лисистрату» Аристофана, однако с неожиданным концом.

Мастерски поставленная Юрием Шехватовым читка погружает нас в мир забытой богом деревни и раскрывает атмосферу деревенской пьесы автора. Впечатляет выразительная игра трех главных героинь – женщин разных возрастов и характеров, сплоченных одной идеей.

%d такие блоггеры, как: