МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ

Фото с сайта театра

Театр Елены Камбуровой открыл сезон премьерой – спектаклем «Маленький принц. Полёт в одном действии». Создан он, как догадывается читатель, по известной и любимой многими миллионами людей всего мира сказке Антуана де Сент-Экзюпери (перевод Норы Граль).

Это театральное сочинение было задумано Еленой Камбуровой и молодым актером и музыкантом Денисом Сорокотягиным, который служит в театре с 2019 года. Денис стал режиссером спектакля, а также автором звучащих в нем песен и участником превосходного музыкального трио, сопровождающего действие. В постановочной команде – интересные художники: Александра Харина (сценография и костюмы) и Александра Ерпылёва (художник по песку). Произведения последней становятся одним из важнейших компонентов действия, иллюстрируя на экране все перипетии происходящего (видеограф Вера Ахмеджанова).

Сценографическое решение еще до начала спектакля погружает зрителей в атмосферу сказки Сент-Экзюпери. На авансцене водружен фюзеляж потерпевшего аварию самолета, в дальнем правом углу – пропеллер, который во время действия изредка подает признаки жизни, стараясь оказать хоть какую-то помощь героям повествования, пусть даже в качестве вентилятора (как-никак Сахара!). Такая мизансцена поначалу удивляет. У дотошного зрителя может даже возникнуть предположение, что летательный аппарат во время аварии развалился на две части. Но думаю, что сказочность происходящего вполне допускает подобную условность. На заднем плане в полумраке располагается симпатичный «надежды маленький оркестрик» — уже упомянутое трио в составе Дарьи Барсковой (скрипка). Петра Тишкова (флейта) и самого режиссера, играющего на клавишных.

Начнется действие с того, что в тишине и темноте из глубины кулис на сцену осторожно выйдет женщина в странном, и, как кажется на первый взгляд, не очень «казистом» комбинезоне цвета хаки и сдвинутых на лоб очках – таких, которые носят пилоты. Её лицо высветится прожектором, и зрители узнают свою любимицу — Елену Камбурову. И еще раз убедятся в том, что годы над этой удивительной женщиной не властны.

Главная героиня начнет «полёт в одном действии» поначалу сдержанно, вкрадчиво, без нажима, ничего и никого как будто не играя и особо не акцентируя внимание зрителей на драматических моментах. На миг возникнет предположение, что это будет нечто похожее на литературный театр или на столь модную в наше время читку. Но через несколько минут ты вдруг ощутишь, что сцена по мановению волшебной палочки какого-то неведомого театрального мага постепенно наполняется персонажами. Вначале появится Лётчик, от имени которого будет вестись повествование. На экране возникнут изображения похожего на шляпу удава, проглотившего слона, – смешные детские рисунки героя, воплощенные мастерской рукой Александры Ерпылёвой с помощью её чудодейственного песка. Потом к задремавшему Лётчику спустится с небес Маленький принц, прилетевший, как помнит читатель, с планетки под названием «астероид В-612», которая была величиной с дом и за которой ему приходилось тщательно ухаживать. Каждый день он прочищал три вулкана – два действующих и один потухший, а также выпалывал ростки вредоносных баобабов. Зритель увидит на сцене кратеры вулканов и даже настоящий дым, струящийся из них. На экране высветится милое детское лицо Маленького принца с дивными пушистыми очами. Герои поведут свой неспешный порой наивный разговор о каких-то очень простых, но важных для них вещах: Лётчик будет говорить низким мужественным баритоном, а его собеседник – тоненьким нежным голоском. Маленький принц расскажет Лётчику о своей любви к Розе и о том, как он отправился странствовать и побывал на шести соседних астероидах. И перед зрителем чередой пройдут его новые знакомцы, встреченные на этих астероидах: Король, Честолюбец, Пьяница и, как сказано в программке, «многие другие». И всех их, как понимает читатель, сыграет, вернее, «оживит» для нас Елена Камбурова.

Последней планетой в путешествии Маленького принца станет Земля, где он подружится помимо Лётчика со Змеёй и Лисом. Змея пообещает ему помочь, когда он заскучает по своей планете, а Лис научит дружить. Он скажет, что каждый может кого-то приручить и стать ему другом, но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил. Эти и другие персонажи по воле режиссера материализованы в образах двух прекрасных и элегантных молодых людей. Ослепительно красивая и пластичная Юлия Зыбцева играет прелестную, трепетную, чуточку отрешенную от мира Розу, до поры до времени скрывающую свою любовь к Маленькому принцу, и надменную, величественную и немного опасную Змею. Данил Можаев – Лиса и Делового человека. Оба актера хорошо двигаются, профессионально владеют вокалом, превосходно исполняя песни Дениса Сорокотягина и, судя по всему, испытывая вместе со зрителями громадное удовольствие от происходящего.

Своеобразны и в основном точны по смыслу их яркие, остроумные и ироничные костюмы, придуманные художником Александрой Хариной. Хотя роскошные длинные бальные платья Змеи и Розы, как показалось автору этих строк, при всей своей привлекательности чересчур шикарны и даже несколько вычурны, что в определённой степени диссонирует с той сдержанной стилистикой, которую задает Елена Камбурова своим внешним обликом и тончайшим плетением роли. При всей очарованности молодыми артистами обращает на себя внимание то, что  в их сценическом существовании пока чувствуется едва уловимое кокетство, что объясняется, скорее всего, стремлением сыграть свои роли как можно ярче и колоритнее и быть под стать своей знаменитой партнерше. Нельзя не заметить, с каким неподдельным и трогательным интересом, воодушевлением и любовью Елена Камбурова следит во время действия за своими молодыми подопечными, поддерживая их всеми силами своего доброго ума и умного сердца.

Автор этих строк, как, наверное, и все остальные зрители, обожающие любимую актрису и певицу, с нетерпением ждал, когда она споёт. Ну, если не «Маленького принца», то хотя бы что-нибудь другое, столь же родное. Но, увы, сбыться зрительским ожиданиям было не суждено. Елена Антоновна только однажды продекламировала небольшой речитатив под музыку Дениса Сорокотягина. И приняла участие в исполнении финальной общей песни, в которой несколько раз повторяется рефрен со знаменитой фразой Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Наверное, эта фраза в данном случае обращена исполнителями и к самим себе, поскольку они под крылом своего замечательного руководителя давно приручили своих преданных зрителей, идущих в их театр как на праздник. Праздник состоялся и на этот раз.

Фотографии с сайта театра

%d такие блоггеры, как: