РАМТ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ТЕАТР. НАТАЛЬЯ САЦ

Злата Батуева

Наталья Сац

Наш экскурсовод Злата Батуева приглашает вас в увлекательное путешествие по театральной истории. Героем нескольких публикаций станет Российский академический молодежный театр. Во третьей части вы узнаете о рождении первого театра для детей – Центрального Детского театра и его основательнице Наталье Сац.

Здание на площади Свердлова, как при Советской власти называлась Театральная площадь, отдали детскому театру под руководством Натальи Сац, который стал Центральным детским театром (современный Российский молодёжный театр). Он открылся 5 марта 1936 года. В этот день прошла премьера спектакля «Сережа Стрельцов» по пьесе В. Любимовой.
«Сегодня впервые поднимается занавес Центрального детского театра, созданного по решению Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б). Детский театр таким, каким мы его знаем теперь, родился впервые в Советском Союзе. За годы революции, кроме первого, созданного пионером и инициатором этого большого дела Наталией Сац театра для детей, организовано около 60 детских театров. Прошлогодняя поездка Наталии Сац за границу сопровождалась полными изумления и восхищения статьями о детском театре в СССР. Под влиянием Московского театра для детей недавно в Праге организовался первый детский театр.» — Газета «Известия», 5 марта 1936 года.
Центральный детский театр, 1931год
Судьба Наталии Сац, руководившей Московским театром для детей с 1921 по 1937 годы удивляет, вдохновляет, вызывает сочувствие и восхищение.
С младых ногтей девочка впитывала дух творческих исканий – друзьями ее родителей были К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов, В. И. Качалов и другие артисты МХТ, а также С. В. Рахманинов. Играла в Драматической студии имени А. С. Грибоедова. Получила музыкальное образование – в 1917 году окончила музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина. Позже, в 1953 году, окончила театроведческий факультет ГИТИСа.
В пятнадцатилетнем возрасте Сац стала руководителем детского отдела Театрально-музыкального кружка Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов. В 1918 году под ее началом был основан первый детско-юношеский театр в Москве. Наталья Сац нашла место для театра, подключила все связи для восстановления здания, лично следила за его ремонтом и оснащением и, как символ, поместила над входом скульптуру синей птицы. Спектакли ставились для зрителей шести, восьми, двенадцати и шестнадцати лет, потому что однородность аудитории была одним из условий нового театрального искусства.
Человек редчайшей целеустремленности, Наталия Ильинична Сац строила новое искусство упорно, страстно, с высокой фантазией. Навел Марков много позже вспоминал о «девушке, почти девочке, которая стремительно и энергично вошла в сложный строй московской театральной жизни и навсегда сохранила ответственное понимание своего жизненного и творческого признания». Воспринимая театр возвышенно, радостно, празднично, Наталия Сац именно таким и строила театр для детей.
В записках театрального педагога Е.Д.Волковой есть такой замечательный эпизод: «Люди, посвятившие свою жизнь работе с детьми, не забудут тех лет, когда толпы оборванных бездомных ребят наполняли наши улицы, когда дело ликвидации беспризорности было боевым фронтом, требовавшим героических усилий, умения, разнообразия приемов. В эти годы обычным явлением были звонки в педагогический отдел театра: «У нас в приемнике свежая партия очень трудных. Дерутся, не хотят мыться, все ломают. Нельзя ли привести их к вам? Может быть, поможет». Нередко – действительно, помогало…»
На фото: спектакль «Синяя птица»
Наталья Сац расширяла привычные рамки театрального репертуара включая в репертуар музыкальные спектакли и симфонические оркестры. Тем самым заботясь о разноплановом художественном воспитании юных зрителей. Были популярны «Сказка о рыбаке и рыбке» Л. А. Половинкина (1935), сказка с симфоническим оркестром «Петя и Волк» С. Прокофьева (1936). Настоящим фурором стало введение Сац в постановки элементов мультипликации. Благодаря оригинальному режиссерскому виденью ее стали приглашать ставить спектакли за рубежом. Большой успех имели постановки опер «Фальстаф» Дж. Верди в берлинском театре «Кролль-опера» (1931, дирижёр О. Клемперер), «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцартав Театре Колонн (1931, Буэнос-Айрес, Аргентина).
Под руководством Натальи Ильиничны Московский театр для детей обрел славу. Почти семнадцать лет Сац руководила им. При театре был основан музей театрально-художественных и научно-педагогических материалов. В 1933 году Наталья Сац была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.
Маховик сталинских репрессий коснулся практически всех друзей и соратников Натальи Ильиничны. Ее супруг, нарком внутренней торговли СССР И. Я. Вейцер, был арестован и расстрелян по ложному доносу. Наталья Ильинична тоже была репрессирована как жена «врага народа». За одну ночь в камере на Лубянке она полностью поседела. В лагерях ГУЛАГ Сац провела пять лет, освобождена в конце 1942 г. Разрешения находиться в Москве не имела, поэтому отправилась в Алма-Ату,где вновь принялась за своё любимое дело. Её усилиями в 1945 году открылся первый в Казахстане Алма-Атинский театр юного зрителя, который она возглавляла в течение 13 лет. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В 1958 году вернулась в Москву. В 1964 году организовала и возглавила первый в мире Московский детский музыкальный театр (ныне Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н. И. Сац). Преподавала в ГИТИСе, защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Автор пьес, либретто детских опер и балетов, книг и статей по вопросам музыкального воспитания.
Наталия Сац умерла 18 декабря 1993 года в Москве.

Author

Поделиться: