АРХАНГЕЛЬСКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

Анастасия Павлова

Архангельский большой драмтеатр 1937 год

На 22 июня 1941 года был назначен утренний спектакль «Машенька» по пьесе А. Афиногенова. Но почему-то задерживалось начало. «Что случилось?» — гадали в зале.  После страшного сообщения расходились, унося в себе растущую тревогу.

Артисты и работники театра собрались на митинг. Тут же решили создать концертные бригады и уже вечером выступали на мобилизационных пунктах. В репертуар бригад включили отрывки из спектаклей: «Полководец Суворов», «Разлом», «Мудьюг». На фронт ушли 82 работника театра, среди которых вчерашние выпускники театрального училища, а несколько наиболее подготовленных девушек перевели в цензурный комитет при редакции газеты «Правда Севера».

В первые дни войны на две трети уменьшилось число ТЮЗов по всей стране, закрыт был и Архангельский ТЮЗ им. Пушкина, а здание передано окружному Дому офицеров.  Артисты ТЮЗа влились в коллектив Большого драматического театра, среди которых был и будущий народный артист СССР Сергей Плотников.

Деятельность театра намного усложнилась: не хватало актеров и обслуживающего персонала, недоставало материалов для декораций и костюмов. Но надо было перестраивать свою работу на военный лад.

За кулисами театра, как и на любом предприятии во время войны, висел лозунг «Все для фронта!  Все для победы над врагом!» С первых же дней войны актеры активно участвовали в беседах и читках для частей Красной армии. Ежедневно шла напряженная работа: утром – репетиции, днем – концерты в воинских частях, вечером – спектакли.  Только за первые полтора месяца войны артисты дали около 50 концертов.

Условия военного времени требовали усиления охраны здания театра, введения круглосуточного дежурства работников и несения трудовой повинности. Вокруг театра, в саду и на набережной рыли траншеи.  Творческому составу приходилось обеспечивать театральное здание топливом, разгружать баржи с зерном в морском порту и участвовать в многочисленных субботниках. Не хватало топлива, и огромное здание стояло холодное. Зрители сидели в верхней одежде, но на каждом спектакле зал был полон. Люди шли в театр вопреки тяжелой обстановки, несмотря на голод и налеты вражеской авиации.

Но главной задачей для театра оставалась работа над спектаклями. В первые дни войны было трудно и почти невозможно отразить на сцене события, происходящие на фронте, и тщательно искали пьесы, созвучную времени. Возобновили спектакль «Разлом», воссоздающий события на крейсере «Заря» в октябре 1917 года. Играли выпущенные накануне войны спектакли: «Машенька», «Парень из нашего города»  К. Симонова,  «Кто смеется последним»  К. Крапивы.  Режиссер И. Деева выпустила спектакль «Хлопчик» по пьесе А. Даниэля, где события Гражданской войны на Украине перекликались с сегодняшним днем. Режиссер Х. Кожевников создал литературно-художественную композицию «Четыре нашествия», в основу которой легли исторические события: битва Александра Невского с немцами в 1242 году, разгром армии Наполеона в 1812 году, первая победа Красной Армии под Псковом и Нарвой в 1918 году, а  заканчивалось представление верой в победу советского народа над фашистской Германией.

Первые постановки на военную тему – «Смерть за смерть» местного драматурга А. Миронова, «Доблесть» И. Ставского. Конечно, в них было еще слишком поверхностное отображение событий без достаточной психологической разработки характеров, но уже ясно звучала самая главная мысль – уверенность в победе.

В 1942 году Архангельск посетил военный корреспондент Константин Симонов, тогда же он написал поэму «Сын артиллериста». Первым исполнителем был артист Архангельского театра Сергей Плотников. К 1943 году в репертуаре появились спектакли «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Синий платочек» В. Катаева, «За здоровье тех, кто в пути» Ю. Германа.

Зимой 1942 года выезжала на Карельский фронт концертная бригада Архангельского Большого театра во главе с режиссером Х. Кожевниковым, в составе Д. Алексеева, Б. Горшенина, В. Соловьевой и др. В репертуаре были комедия «Свадебное путешествие» и сборная концертная программа. Они обслуживали части второго эшелона, но приходилось бывать и на передовой. В 1943 году группа А. Кудермана и С. Бестужева выехала на 3-й Украинский фронт. Фронтовая бригада архангельских артистов двигалась следом за передовыми частями 8-й авиационной армии, которая надолго стала для них родным домом. Концерты и спектакли шли ежедневно. На машинах и на наскоро сколоченных подмостках играли «Забавный случай» К. Гольдони, читали рассказы М. Шолохова и стихи К. Симонова. Фронтовые бригады Архангельского БДТ показали в частях действующей армии 112 спектаклей и 1482 концерта.

Помощь театра фронту была разнообразной.  Артисты и работники театра собрали в фонд обороны 10 тысяч рублей, отправляли подарки на фронт.  В числе собранных для фронта теплых вещей были 12 полушубков, 4 тулупа, 10 пар теплых брюк, 6 пар валенок, 34 теплых рубашки, много беля, рукавиц, одеял, носков, шапок-ушанок, кисетов.  Верховный главнокомандующий Сталин высоко оценил помощь театра фронту и прислал коллективу благодарственную телеграмму. 

В годы войны с новой силой зазвучала историческая тематика. Героическое прошлое русского народа по-своему вдохновляла на борьбу с врагом. Мужеству поморов, отстоявших Архангельск от нападения шведов в 1702 году, был посвящен спектакль «Белое море» по пьесе Ю. Германа. О борьбе с Наполеоном в 1812 году рассказывал водевиль «Давным-давно» А. Гладкова.

Не забывали во время войны и о классической драматургии. Русская классическая драматургия всегда была полна духом национального патриотизма. Постановками по русской драматургии театр поддерживал веру в победу и вдохновлял на подвиги.  Поэтому в годы войны проходил Всероссийский смотр русской классики, и первое место в нем принадлежало спектаклям по произведениям А. Островского – «отца русского театра».

Архангельский БДТ имел богатый опыт в постановке пьес Островского. В войну шли спектакли по его пьесам «Без вины виноватые», «Гроза», «Воевода». Среди успешных классических постановок «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Маскарад» М. Лермонтова, зарубежные «Рюи Блаз» В.Гюго, «Мачеха» О. Бальзака, «Хозяйка гостиницы» и «Забавный случай» К. Гольдони.

Актерский состав в годы войны менялся в незначительной степени. Основной костяк труппы сложился до войны. Это заслуженные артисты РСФСР С. Бестужев, Г. Белов, А. Свирский, актеры Д. Алексеев, А. Боздаренко, Б. Горшенин, М. Корнилов, А. Кудерман, Л. Кузнецова, Н. Медведева, С. Плотников, З. Славина, В. Соловьева, П. Федорова.  Театр возглавляли в 1941-1945 гг. режиссеры Е. Простов (1941-1942) и А. Андреев  (заслуженный артист РСФСР, 1942-1945). Спектакли оформляли художники В. Казаков, З. Ардаков, С. Белых и художник-бутафор Б. Венценосцев.

В годы войны не прекращалась деятельность гастролеров. Актеры Малого театра, московского театра им. Ленинского комсомола выступали в Архангельске, на кораблях Беломорской военной флотилии. Хорошее впечатление оставляли филармонические концерты Давида Ойстраха, Якова Флиера, Льва Оборина.

В 1943 году в Архангельск был временно переведен Карельский музыкально-драматический театр из Петрозаводска, который пользовался популярностью, особенно его талантливые актеры: народный артист РСФСР А. Феона, заслуженная артистка РСФСР Т. Кульчинская и молодой Николай Рубан (будущий заслуженный артист РСФСФ, солит Московского театра оперетты, лауреат Сталинской премии).

Работники театра жили дружной семьей. Актерские жилые комнаты занимали все три этажа закулисной части огромного здания. Общими были тогда и горе, и радости. С тревожным ожиданием слушали по радио сводки Совинформбюро, вместе радовались  победным салютам.  В праздники раскрывались двери всех комнат, и объединялись на общий стол в коридоре скудные актерские пайки.

С 1942 года начались бомбежки. И иногда приходилось прерывать спектакль. Актеры из дежурной группы самообороны поднимались на крышу, а зрители спускались в бомбоубежище в подвале театра. И чаще всего налеты вражеской авиации совпадали с показом спектакля «Мачеха» О. Бальзака. Только начнут второй акт – и по радио объявляют воздушную тревогу. Дежурной группе переодеваться было некогда – так в костюмах прошлого века и выходили на крышу с огнетушителями и баграми. Зрелище было живописное, но некому было этим любоваться.

На театр не упала ни одна зажигательная бомба или фугас. Но в конце войны произошел курьезный случай. 24 марта 1945 года театр пострадал от снаряда, но не немецкого, а своего: одно из орудий ПВО взяло неверный угол прицела и всадило снаряд в здание. Жертв не было, но дыра со стороны набережной образовалась большая.

Праздник Победы совпал с выходом на сцену веселой комедии «День чудесных обманов» («Дуэнья») Р. Шеридана. Ощущение весны, радостное настроение и необыкновенная легкость пьесы слились воедино. Почти весь май играли одну «Дуэнью», и недостатка в зрителях не было.  

Предоставлено пресс-службой

Author

Поделиться: