ЦЕНТР ВОЗНЕСЕНСКОГО ПОКАЖЕТ ПРЕМЬЕРУ ВЕБ-СПЕКТАКЛЯ ПО РАССКАЗАМ ЗОИ БОГУСЛАВСКОЙ

Анастасия Павлова

Предоставлено пресс-службой

22 апреля в 21:00 в прямой трансляции на страницах Центра Вознесенского в YouTube и Facebook пройдет премьера веб-спектакля Елены Смородиновой и Эндрю Фрибурга по сборнику новелл Зои Богуславской «Американки» и документальным материалам. Инстаграм-вербатим времен холодной войны и перестройки.

«Этот спектакль был придуман в самоизоляции, которая превращается в театральную ситуацию, где диалог тридцатилетней давности о свободе и выборе нами, авторами спектакля и ровесниками этого диалога, ощущается особенно остро, – говорит режиссер и драматург Елена Смородинова. – Самоизоляция накладывает не только ограничения, но и кое-что предлагает. Например, возможность собрать актерский состав, невозможный в иной ситуации. Это был самый быстрый кастинг в моей жизни: мы просто позвонили всем, кого бы хотели видеть в проекте. И то, что она актриса – в Москве, другие – в Петербурге, а третья – в Нью-Йорке  добавляет нам разве что технических проблем, прибавляя объема. Как и в предыдущей работе, спектакле «Буду делать тебя звездой», я выбирала актрис не на конкретные роли, а скорее предлагала роли под актрис, приглашая каждую из них стать соавтором и предложить свой взгляд классной 30-летней женщины на другую классную, сейчас 96-летнюю женщину.

Об «Американках» (но несколько в другом решении) мы говорили с куратором театральных программ Центра Вознесенского Юлией Гирбой еще до всей истории с изоляцией. И тогда я поняла, что мне нужен соавтор «с другой стороны», из-за океана. Так мы познакомились с Эндрю Фрибургом, влюбившимся в российский театр и приехавшим в Россию несколько лет назад. Конечно, нам приходится искать общий язык и общее пространство, которое объединит наши взгляды на театр. Не всегда это удается легко. Тем интереснее для всех участников команды».

Сборник очерков прозаика и эссеиста, вдовы Андрея Вознесенского, Зои Богуславской  «Американки» в 2020 году читается как сборник заметок популярного travel-блогера. Это роуд-муви по Америке, полное ярких и очень субъективных впечатлений. Это рассказ как будто для тысяч подписчиков о встречах с удивительными женщинами —  первыми леди Жаклин Кеннеди, Бетти Форд, Нэнси Рейган, модельером Дианой фон Фюрстенберг, возлюбленной Маяковского Татьяной Яковлевой и многими другими. Впервые «Американки» были опубликованы в 1991 году, стали бестселлером, а в 1993 увидели свет «Американки плюс» — переиздание, дополненное новыми очерками. Всего книга вышла тиражом в несколько десятков тысяч экземпляров, по ее сюжетам телевизионной программой «Браво» в США была снята серия телефильмов.

Веб-спектакль «Американки» — не только взгляд на жизнь заокеанских женщин, но и попытка сквозь их истории собрать и показать историю автора — свободного человека с открытым сознанием в несвободные годы.

«В онлайне человек не только играет в непривычном формате, но еще и смотрит на свое лицо во время работы, – отмечает режиссер и медиахудожник Эндрю Фрибург. – Все время. Собственно, как и все мы сейчас. И когда ты начинаешь видеть себя глазами другого (глазами камеры, глазами монтажной программы), ты начинаешь себя воображать не человеком, а другим существом. И меня этот момент интересует больше всего. И как технический элемент, и как психологический процесс, связанный с этой работой. Это очень мощное переживание, и мне кажется, и наши актеры в ситуации нашей работы, и мы как человечество в ситуации самоизоляции выйдем из этого сложного периода в истории мира сильнее. Просто потому, что мы начали себя видеть глазами другого, слышать ушами другого и воспринимать не так, как мы представляем сами себя, а так, как нас видят другие».

Поиск ответов на семь вопросов, заданных в 1991 году (и среди них: равноправие женщин, трудность быть женщиной в мужском мире, право женщины распоряжаться собственным телом и главный вопрос — возможно ли появление президента-женщины) лежат в основе очерков.

В 2020 году этот текст позволяет иначе взглянуть на вопросы зарождения и развития феминизма, но также и формирования идентичности современных женщин, живущих по обе стороны океана. Зоя Богуславская оказывается не только проводником в американское общество, но и в каком-то смысле парадоксальной антитезой своим героиням. А ее «Американки» — поводом порассуждать о границах свободы и несвободы,  ситуации изоляции и выбора, в которой сегодня оказался мир.

«Книгу «Американки» мы Леной Смородиновой стали рассматривать как материал для иммерсивного спектакля в декабре 2019 года, – рассказывает куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. – Хотелось сделать проект, связанный с нашей выставкой «Поэт и Леди», где тема и образ Америки, ее свободолюбие, сила и красота ее людей, поэтов и художников, дипломатов и политиков, озвучены голосом Андрея Вознесенского. Тем более, что многие посетители выставки интересовались одним из источников проекта – знаменитой книгой Зои Богуславской. Когда иммерсивное путешествие по нашей выставке-инсталляции было придумано, вмешался карантин. И это была рука судьбы, — онлайн-версия приближает к нам з автора книги и ее героинь невероятно близко, ближе, чем в любом иммерсивном спектакле. Участники проекта будто заражены тем драйвом и энергией, которые вели по Америке писателя Зою Богуславскую, и десятки тысяч читателей ее книги. Вслед нашей мировой онлайн-премьере мы  планируем переиздать и книгу. Путешествие продолжается, ничто не может остановить нас в на пороге наших отдельных домов, ведь наш главный герой тот, кто «…мечтал, закусив удила, / Свесть Америку и Россию».

Актрисы из Москвы и Санкт Петербурга — играют Зою Богуславскую, предлагая четыре взгляда на личность автора книги. Образ Дарья Румянцевой отсылает в шестидесятые, Анны Калабиной — в семидесятые, Екатерины Дар — в восьмидесятые, а Анны Некрасовой — в девяностые. Каждая из них одета и накрашена в соответствии с особенностями стиля и макияжа разных лет жизни и работы Богуславской.

Всех собеседниц Зои Богуславской,  среди которых три первых леди, заключенная тюрьмы и муза Маяковского Татьяна Яковлева играет американка Джордан Роуз Фрай, окончившая курс Виктора Рыжакова в Школе-Студии МХАТ и работающая теперь как в Штатах, так и в России.

Елена Смородинова – режиссер, драматург Окончила Мастерскую Индивидуальной Режиссуры Бориса Юхананова МИР-5. Режиссер, драматург документальной части и сопродюсер сайт-специфик спектакля «Буду делать тебя звездой» (Театр Stage Community, премьера — в проекте «Рихтер»). Режиссер спектаклей «Машина Времени», «Чужой голос» в рамках проекта Опыты Неадаптивного театра в Электротеатре Станиславский. В составе режиссерской группы работала над моноспектаклем «Психоз 4.48» (Электротеатр Станиславский, «Площадка 8/3»). Автор эскиза-победителя резиденции Blackbox -2016 в Театральном центре им. Мейерхольда. Режиссер и драматург док.фильма «Повесть о настоящем Тимофее» для ПАО Лукойл (2015 год). Журналист, автор ряда российских СМИ, театральный обозреватель изданий «Ведомости», «Коммерсантъ», «РБК-Стиль» и проч., читает лекции о современном театре.

Эндрю Фрибург – режиссер, медиахудожник. Окончил Yale University, курсы по сценографии, композиции, театроведению, сценической адаптации. Учился в американской студии Школы-студии МХАТ, Мастерской Каменьковича-Крымова в РАТИ-ГИТИС. Работал помощником Дмитрия Крымова в курсах по сценографии и композиции; вел предмет по цифровому медиа в театре. Режиссер оперы «Куприянов & Наташа» Сергея Осколкова; оперы «Черный квадрат» Ольги Масловой и Игоря Конюхова; спектакля-инсталляции «Мертвые» со студентами из Мастерской Каменьковича-Крымова по текстам Дж.Джойса. Участвовал в работе над спектаклями лаборатории Дмитрия Крымова: «Своими словами: Мертвые души & Евгений Онегин, «Квадратный корень Трех сестер», «Последнее свидание в Венеции», «Русский блюз: поход за грибами», «О-й. Поздняя любовь».

Author

Поделиться: