У «ФОМЕНОК» НАШЛОСЬ МЕСТО «ПОДВИГУ»

Виктория Пешкова

Фото с сайта театра

В «Мастерской Петра Фоменко» худрук театра Евгений Каменькович поставил «Седьмой подвиг Геракла» — раннюю пьесу Михаила Рощина, написанную в начале 60-х, на излете оттепели, и практически сразу же объявленную антисоветской. Запрещенная к показу комедия увидела свет рампы только в конце 80-х, однако и спустя десятилетия злободневности не утратила.

Михаил Рощин, сочиняя «Седьмой подвиг Геракла», и в мыслях не имел подрывать устои государства. Напротив, раз уж с трибуны партийного съезда было прямо сказано, что через 20 лет страна будет жить при коммунизме, то, чтобы уложиться в намеченную историческую перспективу, надо поднапрячься и расчистить себе путь в светлое завтра. Но не тут-то было. «Пьянящий воздух свободы» мастер на злые шутки. Начинающему драматургу еще повезло – в «ссылку» отправили только пьесу, а не его самого. Все-таки заморозки, уже маячившие на горизонте клонившейся к закату оттепели, обещали быть не такими лютыми, как морозы, ей предшествовавшие.

Однако запретить вовсе не означает вычеркнуть из жизни: пьеса ходила в перепечатках, цитаты, как всегда бывает в таких случаях, ушли в народ. Вот в таком нелегальном «самиздате» ее, по всей видимости, и прочитал впервые Евгений Каменькович. Было это почти полвека тому назад. И ровно столько же, по словам худрука «фоменок», в нем жила мечта когда-нибудь эту пьесу поставить (режиссерское мышление он получил от мамы с папой по наследству). К заветной мечте, как правило, ведет очень длинная дорога.

Постановщик обозначил жанр спектакля как «старомодная комедия»: эдакий поклон отцу-основателю Петру Наумовичу Фоменко, который в ответ на упреки в «нафталинности» парировал – «когда вокруг столько моли, без нафталина не обойтись». «Мастерская» и спустя годы после ухода из жизни Фоменко, не отказывая себе в самых дерзких экспериментах и авантюрных сценических приключениях, остается театром смысла, театром размышления, театром тонкого и глубокого переживания.

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – приведи в порядок свою планету» — вот и весь «секрет» благополучного правления. Но царь благословенной Элиды Авгий (Алексей Колубков) «Маленького принца», очевидно, не читал. Ему некогда. Он быками своими гордится, тем более, что самые красивые – те, что на расплод – подарены ему самим богом Гелиосом, которому правитель приходится… сыном. В общем, не царское это дело о чистоте хлева думать. Да-да именно хлева, а не конюшен – переводчики, видимо, плохо в школе учились. Ну, а все остальное время обаяхи и балагура Авгия занято общением с Атой (Мария Большова), богиней, под началом которой состоят ложь и обман. Сия особа чувствует себя в его владениях гораздо лучше, чем на Олимпе – такого поклонения и восхваления, на какое способны простые смертные, от богов не дождешься.

Все – от скотника до министра знают, что в благоухающей навозом Элиде без помощи Аты и шагу не ступишь. Периклимен (Иван Вакуленко), правая рука Авгия, устраивает роскошные празднества, демонстрирующие гражданам мощь родной державы. Он, как и его патрон убежден, что выносить сор из избы – простите, из хлева – не следует: пока о зловонии неизвестно за пределами Элиды, ее слава остается незапятнанной. И Ата охотно помогает им поддерживать имидж государства в глазах «зарубежных партнеров». Она вообще готова с утра до ночи печься об интересах авгиевых подданных. Потому именно ей плачется надзиратель хлева Симплегад (Александр Моровов), в верноподданническом порыве пообещавший царю, что лучшая корова в стаде, вопреки законам природы принесет от божественного быка трех телят вместо одного. Хитрая богиня с легкостью подсказывает ему выход.

Невероятно, но герой и полубог Геракл (Никита Тюнин) поначалу вони тоже не чувствует – его так давно восславили и вознесли на постамент, что он успел там забронзоветь. Хорошо, что не окончательно – местные жители героя все-таки разбудили. Его другу и коллеге по героизму Тезею (Амбарцум Кабянян), тоже вонь жить не мешает – он выясняет отношения со своей темпераментной супругой Антиопой (Екатерина Смирнова). Но геройский дух все-таки взыграл, и приятели решили разобраться с накопившимся за десятилетия навозом. И тут оказалось, что спецоперация по чистке авгиевых хлевов, никому особенно не нужна. Даже тем, кто в злосчастном этом хлеву дни и ночи проводит! Скотник Паниск (Денис Аврамов) и его подручный (Анатолий Анциферов) не видят в ситуации ничего страшного: их предшественники уже несколько раз надстраивали крышу хлева, надо будет – и они надстроят, а быки уже давно выдрессированы ходить в своем обиталище по доскам, чтобы не проваливаться в его зловонные недра. Разумеется, мнение самих быков никого не интересует.

В спектакле все точки будут расставлены вовремя – как-никак комедия! Реки будут повернуты, навоз смыт на поля, которые от этого станут еще плодородней, хлев засияет чистотой к вящей радости быков. В жизни счастливые метаморфозы за одну ночь не происходят. Евгений Каменькович, вместе со своими актерами неспешно и последовательно исследующий природу власти (предыдущей его постановкой был, как известно, острый и раздумчивый «Король Лир»), не сторонник грубых, прямых параллелей. Времена изменились, проблемы остались прежними, потому что дело не в отдельных правителях или несовершенствах того или иного социально-политического строя. Корни всего – в природе человека, исправлять которую можно только личными сознательными усилиями каждого отдельного гомосапиенса: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – приведи в порядок свою планету».

Фото с сайта театра

Author

Поделиться: